Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

на — 11,2 метра, ширина — 2,5 метра, высота от воды — 81 сантиметр, длина мачты — 7 метров. Поднимала груза 500 пудов (8,2 тонны). Вместимость шняки можно было увеличивать. Для этого наращивали борт набойками, ставили второй парус. В таком виде шняка использовалась как мореходное судно под на­ званием ранщины и поднимала до 800 пудов груза. Обстоятельное описание местного судостроения дал лес­ ничий К. А. Соловцов: «Кольские мастера считаются луч­ шими в постройке шняк; большая часть поморов пред­ почитает заказывать шняки в Коле, особенно для вешнего промысла... Коляне, получив заранее заказы на шняки, в ян­ варе и феврале вырубают для них лес и вывозят к своим домам на немногих находящихся в Коле лошадях. Шняка употребляется не только для рыбных промыслов, но смель­ чаки, не имеющие мореходных судов, ходят на ней в Архан­ гельск и в Норвегию по открытому морю... Управляемая одним только парусом, она способна лавировать; этого последнего преимущества не имеют лодьи. Груза поднимает шняка от 500 до 800 пудов. Палубы не имеет. Удивительна быстрота, с которою строятся в Коле эти шняки... Сегодня вы видите закладку киля; через час приложены уже штевни... один к другому пришиваются набои, и через 3—4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду, — и каждую шняку строят не более двух человек... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без снастей и других принадлежностей, от 40 до 60 рублей серебром... В настоящее время (1861) шняки делают пяти- и шестина- бойные, тогда как еще очень недавно они делались четырех- и пятинабойные... На каждую шняку потребно 34 сосновых и еловых бревен разных размеров...» От ежегодной вырубки ближние леса постепенно скуде­ ли. Строевой материал приходилось заготовлять в более отдаленных местах — в верховьях Туломы и на берегах Нотозера. На поделку шел лес невысокого качества. Поморы жаловались, что шняки из кольского леса «скоро гниют». Многие предпочитали покупать норвежские елы — суда более легкие и быстроходные в сравнении со шнякой. С воз­ никновением пароходства поморские хозяева стали приво­ зить шняки с Двины, изготовленные из хорошего леса. Кольское судостроение приходило в упадок. В 70-х годах 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz