Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Русская лодья в Баренцевом море Гравюра из «Морского дневника» де Фера, конец XVI в. лодьи. Промысловые карбасы умел делать почти каждый тер­ ский крестьянин. Помор без судна, что кавалерист без коня. Основным центром судостроения в крае являлась Кола. Она поставляла суда для мурманских промышленников — так называемые шняки. Описание XVIII века сообщает: «На рыбные промыслы выезжают из Колы на карбасах, именуемых шняками, помещающих грузу до 250 и 300 пу­ дов, на которых обыкновенно бывает промышленников 4 человека: кормщик, тяглец, вытягивающий из воды ры­ боловные снасти, весельник, или гребец, и четвертый на- живалыцик, то есть насаживающий на уды морских червей или что иное для приманки рыбы... Те промышленники, которые в минувшем году шняк для себя не приготовили, покупают оные в Коле и вместе с кольскими жителями выезжают на промысел». По свидетельству капитан-лейтенанта Руднева в 1861 году кольская шняка имела следующие размеры : д л и ­ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz