Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

взросления приобретает антиномичную, т.е. неразрешимую форму развития. Общим для всех людей, переживаю­ щих период своего взросления, является опыт ориентации, когда события и явле­ ния жизненного мира взрослых выступают для ребенка в качестве форм, образующих и структурирующих его отдельные жизнен­ ные содержания. Тем самым внутреннее пространство жизни ребенка структуриру­ ется уже по иным принципам, в отличие от единства его индивидуального мира. Фак­ тически события жизненного мира взрос­ лого становятся формами, связывающими разные содержания его собственной жиз­ ни на новых — «взрослых» — условиях. В этом отношении стоит привлечь внимание к одной из таких ориентирующих ребенка форм — к телу, изменяющемуся в процессе роста и развития, когда встреча взрослею­ щего ребенка со своим телом желанна, но способна испугать; когда она неизбежна, но проблематична. Распад внутреннего единства содержа­ ний психики, с которым перманентно стал­ кивается ребенок, проистекает от «встреч» со своим телом, которое может вести себя неожиданно уже тем, что изменяется, на­ бухает и становится не своим. По сути, этот «распад» связан с разрушением именно де­ тских содержаний и формированием новой конструктивной телесной позиции, напря­ мую связанной со становлением «взрос­ лого» тела. Напротив, взрослому удается иметь знакомую и принципиально знаемую им «размерность» своего тела, определен­ ную с позиций своего собственного созна­ ния. Тело взрослого — это его собствен­ ность, могущая приносить ему жизненные дивиденды. Тела есть у всех, и каждый — как ребе­ нок, так и взрослый — вынужден считаться с его проявлениями. И, разумеется, натиск тела всегда может обернуться неожидан­ ностью не только для окружающих, но и для самого носителя тела. Между тем важ­ но подчеркнуть, что в отличие от взрослого ребенок не знает языка своего тела, кото­ рое в процессе своего изменения начинает вести себя незнакомым ребенку образом. Закрепление за отдельными телесными движениями вполне конкретных значений ведет ребенка к тому, чтобы он начал изу­ чать свое тело. В этом деле постижения ис­ ключительное значение имеет культурная перспектива, в параметрах которой либо оставляется, либо не допускается возмож­ ность постижения ребенком изменений своего тела. Если культурная среда строится на ни­ велировании телесного опыта или сведе­ нии его к негативным культурным знакам, то тело вынуждено проговариваться стран­ ным и «некультурным» образом. Знаки, в которые тело как-то помещает себя, в этом случае не могут быть многочисленными и воспринимаются как вызов по отношению к культуре. Тогда в культурном поле возни­ кают бреши, в которых и пытается выжить тело: в этих проемах страсти и аффекта культурные значения могут перерождаться в свою антикультурную противополож­ ность. И если у тела не находится способов для своего «нормального» и «культурного» проявления, то оно непременно проявляет себя аффективно, например в крике, драке и буйстве чувств. В таком спонтанном «вы- хождении» из себя телесный опыт, конечно, быть переданным не может, т.к. он всецело замкнут на себя. Однако если у ребенка имеется предоставляемая ему — культурой — возможность изучать язык тела, причем не только тела артиста на сцене, тела спорт­ смена в состязании или тела модели на по­ диуме, но и язык изменений своего тела, то взросление его осуществляется быстро и продуктивно. В этом случае тело ребенка не становится для него самого проблемой; оно, напротив, понимается как измерение совершающегося события его взросления. Конкретизируя опыт взросления ре­ бенка посредством ориентации на его изменяющееся, т.е. «взрослеющее», тело, вполне обоснованным становится обра­ щение к феномену прикосновения. Каждый взрослый знает, что ребенок испытывает острую нужду в прикосновении. Ребенок непременно желает пережить прикоснове­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz