Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

В контексте такой занятости ребенок не может воспринимать тот круг забот, который примеривает к себе взрослый, и который он готов взвалить на свои плечи. Как раз стремление подставить свое плечо под возрастающее количество забот и быть ввергнутым в круг озабочивания свидетель­ ствует о том, что перед нами взрослый, а не ребенок. В перспективе перманентной оза­ боченности и втянутости себя во все новые и новые заботы, связанные с существовани­ ем, у взрослеющего человека формируется чувство ответственности — ответствен­ ности не только за свои действия и поступ­ ки, но и даже за свои помыслы. Ответствен­ ность — это то, что отличает взрослого от ребенка. Ответственность — это граница и барьер на пути от мира ребенка к миру взрослого и наоборот. Вместе с тем обратим внимание и на то, что, погружаясь в измерение забот, взрослый человек все меньше и меньше занят своим присутствием. В его внутрен­ ний, т.е. свой и, вроде бы, больше ничей, мир вторгается чужое. Теперь, когда такое проникновение чужого в свое случилось, взрослый вынужденно считает его своим, хотя и неосознанно понимает, что этого делать не стоит; понимает, что совершена некая подмена. Не кроется ли исток нет-нет, да и захватывающей нас ностальгии по ут­ раченному детству, в потере себя и незави­ симо от нас совершающейся деформации нашего внутреннего мира?! Наверное, в какой-то мере это так. Вероятно, процесс взросления и формирования психики взрослеющего человека, когда вышеуказанные процес­ сы воспринимаются обостренно и явно преувеличенно ввиду отсутствия пред­ шествующего опыта взросления, требует внимательного и пристального отношения. В противном случае, в процессе замеще­ ния «своего» «чужим», т.е. «внутреннего» опыта ребенка все более увеличивающим­ ся потоком «другого» опыта, связанного с коммуникацией с миром взрослых, дефор­ мация психики принимает патологические формы. Понятно и другое, а именно то, что опыт сохранения целостности внутрен­ него мира ребенком способен кое-чему научить и взрослого. И потому стоит вни­ мательнее присмотреться к детскому спо­ собу отношения к заботам. По-видимому, ребенок отстраняет именно те заботы, которые связаны непосредственно с су­ ществованием, когда он оставляет этот круг забот взрослым и всецело сосредото­ чивается на открытости себя своему миру. Будучи профессиональным педагогом и сознательно идя на преобразование мира ребенка, взрослый должен отдавать себе отчет в том, что ребенка в первую очередь затрагивают события его внутреннего мира, но не пространство существования, где развертывается демонстрация власти взрослых, связанная с ускользанием внут­ реннего через его сравнение с опытом других людей. Несколько отходя в сторону от основной канвы рассуждения, заметим, что там, где взрослый прерывает свои от­ ношения с измерением забот и ответствен­ ности за их выполнение, он уподобляется ребенку, «впадает» в детство и становится инфантильным. Становится понятно, что процесс взросления, с которым сталкивается каж­ дый человек, является процессом крайне противоречивым. Осознаем, во-первых, что не взрослеть мы не можем. Во-вторых, исходя из неустранимости взросления, поймем, что замещение «своего» «чужим», о котором говорилось выше, неизбежно, желаем мы этого или нет. Вот почему необ­ ходимо принять само направление разви­ тия человека, когда его мир раскрывается для вторжения нового и непривычного. В контексте воспитания и развития приоб­ ретает большое значение проблема пере­ ведения «чужого» к «своему», когда первое способно войти в «состав» последнего. Это осуществляется там и тогда, где и когда «чу­ жое» начинает восприниматься в качестве «другого», т.е. как опыт, который ребенок принципиально может совместить с собой и своим миром. Понятно и то, что если это осуществить не удается, противоречивость 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz