Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

ние к «элементам» взрослой жизни именно телесным образом: он и решает эту задачу посредством телесного прикосновения к телу взрослого. Он жаждет прикосновения, хочет «на ручки», хочет быть, по крайней мере, обнятым взрослым или поглажен­ ным им. Процесс взросления как раз и связан с умением прикасаться к чему бы то ни было именно не телом, а взглядом и слухом, вкусом и обонянием, когда в качес­ тве определяющих формируются способы, замещающие тактильные реакции в отно­ шении к действительности и выступающие по отношению к ним их артефактическим дополнением. Взросление предстает ис­ кусством и техническим умением челове­ ка в деле преодоления им соматической зависимости. Однако обратим внимание на то, что по мере перестройки спектра своих ощущений и избавления от непременной осязатель­ ности, т.е.желания коснуться, взрослеющий подросток воспринимает прикосновение с трудом. Он его даже едва терпит, нередко воспринимая прикосновение к своему телу чуть ли не как насилие. Погладить взросле­ ющего ребенка по голове или коснуться его тела при определенных условиях становит­ ся все более трудно. Но вместе с тем у взрослеющего и окончательно повзрослевшего человека крепнет ностальгия по прикосновению, ностальгия в двойном смысле. С одной стороны, она проявляется в качестве ост­ рой тяги взрослого к тому, чтобы погладить подростка, даже если он этого никак не желает, провоцируя таким действием пси­ хологический конфликт с взрослеющим ре­ бенком. С другой стороны, взрослый и сам жаждет прикосновения, жаждет настолько, что временами попадает в ситуации «по­ тери» сознания. Думается, что значимость эротического измерения в современной жизни напрямую связана с потребностью взрослого человека в прикосновении и не­ возможностью обретения им приемлемых «культурных» форм для этого. Разнообраз­ нейшие сексуальные средства современ­ ной культуры и эротизация чувств являются последствиями господства над осязанием относительно поздних — в смысле природ­ ной эволюции — чувств: обоняния, вкуса, зрения и слуха. Таков исторический ответ на «культурную» утрату взрослыми природ­ ной связи со своим телом, легко достигае­ мой посредством осязания. Обратим внимание на то, что любовь ребенка основана на прикосновении к объ­ екту его страсти и конституирована таки­ ми касаниями. Каждый взрослый, если он способен взаимодействовать с глубиной своего внутреннего мира, помнит события влюбленности, связанные с прикосновени­ ями к объекту обожания, и периодически обращается к ним. Однако доминирующие тенденции развития взрослой жизни свя­ заны не с платонической любовью, основа­ нием которой являются прямое телесное прикосновение или прикосновение взглядом к отдельным частям тела того, в кого влюб­ ляется ребенок, а с половой любовью, свя­ занной с артикуляцией таких касаний и их преобразованием в техническую ритмику сокращений своего тела. Таким образом, страсть реализует себя в инструменталь­ ном измерении отношения к своему телу, связанному с сугубо техническим ее воп­ лощением в определенную культурную форму. Процесс взросления станет более понимаем, если мы сравним отношение к спонтанным проявлениям своего пове­ дения детей и взрослых, а также их отно­ шения к процедуре контроля над своими действиями. В частности, акцентируем внимание на том, что ребенок всячески цепляется за нечаянные поступки, он и взрослому моти­ вирует их появление именно тем, что они — «нечаянны», пытаясь сказать, что, случа­ ясь, они вызываются к жизни не им и поми­ мо его хотения. В детских словах «я нечаян­ но» взрослый готов услышать извинение, которого там нет. Взрослый хватается за фиктивность «нечаянности» любого проис­ ходящего потому, что он убежден, что зара­ нее знает ответ. Знает его потому, что с его точки зрения нет ничего «нечаянного», и 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz