Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

ло, нужны, наши школы в десятки раз беднее американ­ ских. но водь дети могут любить учителя и в бедном помещении, лишь бы он умел возбуждать, удовлетворять и поддерживать в ребятишках тягу к истине, интерес к учебе, не меньший, чем интерес к жизни. Конечно, нужны и деньги, и классы нужно разукрупнять, и свобода учителям нужна, но эти изменения все-таки не решаю­ щие, они все ест ь как бы шаги к свободе, а она не более чем простор, пространство без направления. Нам же ну­ жен стратегический культурный поворот школы от лек­ торства к воспитанию. В таком повороте нуждается не только наше, но и западное, и то же самое американское просвещение, которому, слава богу, ни денег, ни прочих свобод не занимать. Для выяснения действительного положения школы, для определения должного ее курса нам необходимо взглянуть на историю школы, на историю европейской культуры, с коей мы достаточно тесно связаны. В ней легко прослеживаются гри эпохи, три эпохаль­ ных типа мировоззрения: языческое, христианское тт. на­ конец, "рационалистическое", давшее всплеск машинной цивилизации, победительно шествующей ныне но всему миру. Соответственно прослеживаются и три типа школ. Языческая эпоха эстетизировала мир, выдвигала “ красоту" главным мерилом мировой и человеческой гармонии, что позволяет исследователям (в частности А. Ф. Лосеву) называть древнюю греко-римскую культуру эстетическом эпохой человечества. Согласно своему базо­ вому мировоззрению и школа во времена античноеi и имела эскчический характер: преобладали физические упражнения и "мусические" дисциплины. Кроме школы |раммагиста. где учились чтению, письму и счету, все мальчики проходили столь же обязательную школу кифа- риста, где заучивали литературу (мифы, героические ска­ зания), пели, .декламировали, играли на музыкальных инструментах. С малых лет детей водили на торжества и праздники, спортивные состязания. Музыка сопровож­ дала их всюду. Это была поистине школа чувств, но и не более того. Стойкой небонаправленной веры, как, ска­ жем, в Средневековье, античная школа не давала и не могла дать, поскольку и взрослые люди (воспитатели) в ту эпоху довольствовались гаданиями, туманными на­ меками ’’кайфующей” пифии. Тем более далеко было до 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz