Семенов, В. П. Школа истины, добра и красоты / Владимир Петрович Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз рос. писателей ; сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1993. – [Вып.] 1. – С. 274-284.

ШКОЛА ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ Порядок в обществе установится не иначе как на порядочности его членов, на культурности, понимаемой как плодотворное существование. Культурный человек есть чувствующее, верящее и мыслящее существо, стре­ мящееся к истине, добру и красоте. Но для того, чтобы человек стал именно таким, нужно в детстве — обяза­ тельно в детстве! возбудить и направить его чувства, его волю, его рассудок. Детство самой природой (или Богом) отведено воспитанию, а в нашей нынешней мас­ совой школе, увы, нет ни сколько-нибудь значительной эстетической нагрузки, способной развить и сориентиро­ вать чувства ребенка, ни этической, развивающей волю и стремление к добру, ни даже умственной, воспитываю­ щей самостоятельное мышление. В нашей школе нагру­ жается память и только. Но эго невосполнимая растрата человеческих потенций, преступление перед личностью, а отсюда и перед обществом. Не нагружая души ребенка, не работая в определенном направлении с его чувствами, волей, умом, стучась только в память, мы очень быстро уничтожаем его естественный младенческий интерес к школе, отдаем воспитание на откуп улице, где воспита­ тель найдется быстро, но воспитает гак, что вскоре мы уже вынуждены в целях самозащиты браться за перевос­ питание; не направив, упираемся в необходимость ис­ правления; не посадив культурного растения, пытаемся бороться с сорняками. Но в такой борьбе стойкого успеха быть не может. Упреки нашему казенному школьному образованию можно длить и длить, но хватит, по-моему, и одного обобщающего - показателя ошибочности нынешнего педагогического подхода: деги не любяг своих учителей. Даже при добросовестном отношении учителя к своим штатным обязанностям. Школу нужно менять коренным образом. Но в чем корень должных изменений? Есть немало оптимистов, уверенных, что изобретать ничего не нужно. Достаточно дать школам деньги, а учи­ телям разукрупненные классы, да свободу в выборе мето­ дики и все наладится само собой. К сожалению, не наладится. Сгладится, да, но не затронет главных причин неудачи теперешнего просвещения. Деньги, известное де­ 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz