Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

А вот нынче порт Тикси, по нашим наблюдениям, представляет собою этакий рядовой, заштатный арктический портопункт с небогатыми перспективами. И глав­ ным сдерживающим фактором развития этого морского комплекса является обшир­ ное мелководье на всей акватории водного и особенно прибрежного районов. Для заходов и обработки современных морских судов необходимы глубины не менее чем 8—10 метров. А нынешние предельные глубины у причалов порта от 5 до 6 мет­ ров, естественно, никого не могут удовлетворить —не те масштабы... Впрочем, это наши субъективные оценки. Из якутского Тикси —в чукотский Певек В связи с намерением добраться до следующего арктического порта Певек зару­ чился согласием руководителей Тиксинского пароходства и перешел с «Нины Куковеровой» на местный теплоход «Фёдор Охлопков», который готовился к походу туда. Дело в том, что в Певеке длительное время стоят под обработкой два наших рудовоза-контейнеровоза: «Капитан Реутов» и «Капитан Гудин». Необхо­ димо предпринять некоторые меры по ускорению обработки этих судов и выхода их на запад. Итак, я нынче, на несколько дней, —пассажир! Не очень знакомый статус, но что поделаешь —приходится мириться. Кстати, кажется, вовсе неплохое положение —на два, три дня несколько отстраниться от постоянных больших и малых проблем, связанных с плаванием в Арктике. Ну и есть шанс познакомиться попутно с работой моряков сугубо арктического каботажного флота —тоже полез­ ная и интересная информация. Теплоход «Фёдор Охлопков» 29 сентября вечером снялся из Тикси в рейс на порт Певек. Груз —лес круглый навалом в трюмах и на верхней палубе. Судно для арктического каботажа неплохое. Построено на Камском судостроительном заводе в 1974 году, 5 лет назад, сравнительно молодое. Имеет ледовый класс Л -1 и автома­ тизацию А-2. Машины, правда, для арктического судна недостаточно сильны —две по 1000 лошадиных сил, скорость 10—12 узлов, сейчас идём по 11 узлов. Команда на судне 29 человек —это по нашим морским меркам много. Капитан В. Г. Чурсин —немолодой и, чувствуется, опытный моряк и командир из местных сибиряков. Во время плавания мы хорошо познакомились. Виктор Григо­ рьевич оказался гостеприимным хозяином и очень интересным, умным, наблюдатель­ ным человеком. Погода и условия плавания были благоприятны, и мы с капитаном провели очень интересные вечера «за чашкой чая». Виктор Григорьевич великолеп­ ный знаток Сибирского края, его богатств и возможностей. Беседы, естественно, иногда касались и некоторых негативных факторов, проблем и неустройств жизни в этом, по его словам, исключительно богатом, с великолепными природными ресурсами и ус­ ловиями крае. Что делать, дорогой Виктор Григорьевич, такие уж мы есть —необуст- роенные, неорганизованные, «... земля у нас богатая —хозяев только нет!». Через сутки после выхода из Тикси вошли в пролив Дмитрия Лаптева, который отделяет Ляховские острова от материка, а попутно и разделяет моря: Лаптевых и Восточно-Сибирское. Пролив большой, довольно свободный для плавания —нави­ гационных опасностей практически нет. В отношении ледовой обстановки этот про­ лив имеет большое преимущество перед проливом Санникова, потому что лежит значительно южнее его и более подвержен влиянию тёплых вод, спускаю­ щихся из больших сибирских рек: Лены, Хатанги, Яны и Индигирки. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz