Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Они уже доставили груз в Певек, теперь идут в Игарку под погрузку лесоматериа­ лов на Европу. 28 сентября в 6 часов утра теплоход «Нина Куковерова» прибыл в бухту Буор- хая и встал на якорь на внешнем рейде порта Тикси. Переход от Мурманска до Тикси продолжался 10 суток. На рейде стоит еще одно судно —«Владимир Мордвинов» из Владивостока. Стоянка на внешнем рейде оказалась непродолжительной. Пого­ да разгулялась, ветер заметно ослабел, небо прояснилось. В 14.00 зашли в порт и встали к причалу правым бортом. Причал новый длиной 130 метров, правда, глуби­ ны маловаты —5,5 метра. Планируют удлиннить причал еще на 100—120 метров и, соответственно, углубить —тогда будет отлично. На причале два 10-тонных и один 30-тонный кран —это хорошо, можно работать с различными нестандартными гру­ зами. В порту всего два судна —дальневосточники, ну и мы, «западники», —третьи. Всё нормально, арктическая навигация идёт к завершению —пора по домам, госпо­ да! Правда, много речных и портовых плавсредств —транспорты, танкеры, лихтера. Ну, это свои, если задержатся, тут же в порту и перезимуют, для них нет проблем. Ледовая обстановка в этом году здесь благоприятная. По последней информации ледовых авиаразведчиков: от меридиана 118 на восток до Берингова пролива вдоль берегов практически чисто, даже ниласа пока нет. После постановки к причалу сразу же началась выгрузка —аж на три хода. Обе­ щают закончить обработку судна за 80 часов —это, считай, чуть более 3-х суток, то есть вечером 3 октября. Правда, предполагается и обратная загрузка. Руководители порта распоряжаются обработкой судов довольно оперативно, со знанием дела. Кста­ ти, они утверждают, что «Нина Куковерова» —последнее судно с запада в эту нави­ гацию. Приятно иметь дело с энергичными, опытными, общительными руководи­ телями транспортного узла. В Арктике это особенно важно —тут всё должно быть оперативно — полярная зима ждать не будет. Повстречался и имел приятные деловые беседы с местными руководителями судоходной компании «Северо- восточного Управления морского флота», в частности, с заместителем начальника по мореплаванию Курсиковым Вадимом Александровичем и капитан-наставником Росляковым Юрием Степановичем. Ну, а что же порт и посёлок Тикси? Это солидный, опорный, базовый пункт на севере Якутии и в центре трассы Севморпути. Порт и, соответственно, посёлок были сооружены в «век» большого бума в Арктике, в 30-е годы прошлого столетия. У руководства Главсевморпути были очень оптимистичные расчёты на этот довольно перспективный в будущем арктический транспортный узел. Через него предпола­ галось «пустить» большие потоки грузов с морских судов вверх по Лене речным транспортом и встречный сибирский грузопоток из внутренних районов Якутии на морской транспорт для дальнейшего вывоза на внешние коммуникации. В принципе, цели и перспективные планы были весьма привлекательны. Одна­ ко результаты их осуществления оказались сравнительно скромными. Причин для постепенного сокращения амбициозных намерений оказалось много. А одной из главных, пожалуй, следует считать резкое осложнение международной обстановки и надвигающаяся Вторая мировая война. Тем не менее, начатые застраиваться в 1933 году порт и посёлок Тикси уже к концу 30-х годов стали одной из крупных перевалочных баз на северном побережье центральной Сибири, обойдя по грузо­ обороту порты Диксон и Провидения. 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz