Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

борта «Киева», подошёл атомоход «Ленин». Побывал и на атомоходе. Тоже не очень приятные, но необходимые обязанности —проверка судовой организации и вахтен­ ной службы. Ну, что поделаешь —такая должность. В былые времена звучала гром­ ко и внушительно: капитан-командор! Это означало —капитан дальнего плавания, руководящий группой судов в части обеспечения безопасности мореплавания, эффективной эксплуатации, надлежащей судовой организации и вахтенной служ­ бы. Сейчас в моём ведении находятся 21 транспортное судно пароходства, работаю­ щие в самых разных районах Мирового океана, а в летний период, как правило, в Арктике. А именуют нас теперь: капитаны-наставники. Приставка...так себе. Ну, а в общем-то можно и так —функции известны и понятны всем морякам. Побеседовал с капитаном атомохода Г. А. Энтиным —подменяет на время от­ пуска штатного капитана Б. М. Соколова. Тут в смысле судовой организации и вах­ тенной службы можно не проверять. Спроси: кто командует ледоколом и всё ясно! У капитанов Соколова и Энтина порядок таков, что даже упоминать о проверках как-то некорректно. Это —заслуженные ледовые капитаны и образцовые руково­ дители экипажей атомных ледоколов. У них можно и очень нужно учиться слож­ ной науке —современному арктическому мореплаванию. 26 сентября в начале суток закончили последнюю передаточную операцию. Последовательно передали продовольствие, почту, посылки и пассажиров: на «Арктику» и «Красин» у островов Скотт-Хансена, на ледокол «Капитан Сорокин» у мыса Челюскин, на «Ленин» и «Киев» в море Лаптевых. Времени эти мероприя­ тия отняли порядочно, но сделано хорошее, полезное и доброе для моряков ледоко­ лов дело. Всё хорошо, снялись с дрейфа и вместе с «Лениным» и «Киевом» последо­ вали далее на восток. Лёд несложный, идём сравнительно легко. Кораблекрушение во льдах моря Лаптевых В 8 часов утра наши координаты: широта — 76 градусов 46 минут северная, долгота —117 градусов 50 минут восточная. Скорбно знаковые места для мо­ ряков «Нины Куковеровой». Прошло всего 27 дней с того печального дня, когда экипаж судна был свидетелем тяжёлой драмы в Арктике —кораблекрушения и ги­ бели судна. Если точнее, то всё это происходило совсем недалеко от того места, где мы теперь снова идём. В тот день, 31 августа 1980 года, теплоход «Нина Куковеро- ва» под командой капитана В. М. Веселкова подошел с востока в указанную ледоко­ лом точку встречи. Здесь планировалось формирование каравана для следования далее в западном направлении. Там уже находились: атомоход «Арктика», теплохо­ ды «Иван Москвин» и «Брянсклес». «Арктика» и «Брянсклес» оказывали помощь «Ивану Москвину» по устранению водотечности в трюме № 1. 2 сентября в 8 часов утра небольшой караван в составе атомохода «Арктика», теплоходов «Нина Куковерова» и «Брянсклес» начал движение в западном направ­ лении, к проливу Вилькицкого. Теплоход «Иван Москвин» после устранения не­ исправностей корпуса самостоятельно последовал по назначению на восток. На «Нине Куковеровой» вахту правил третий помощник капитана Мамаев. Капитан Веселков тоже находился на мостике и управлял судном. С начала движения кара­ ван вошёл в тяжёлый крупный и мелкобитый лёд с вкраплениями ледовых полей. Хотя с поверхности лёд производил впечатление как сильно подтаявший, но по тол­ 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz