Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

мендации для дальнейшего следования и, пожелав счастливых плаваний, побежал навстречу спасателю «Капитану Афанасьеву», который тащит какой-то понтон в Хатангу. Мы со своей стороны выразили нашу благодарность за отличную провод­ ку и в компании с попутчиком «Парголово» последовали далее на северо-восток, к проливу Вилькицкого. 24 сентября утром «Нина Куковерова» подошла к мысу Челюскин и встала на якорь в 4-х кабельтовых от полярной станции «Челюскин». А катер с «Толи Кома­ ра», на котором уже хозяйствует наш старпом, пытается пробраться и разведать наиболее лёгкий путь к берегу. Но обстановка трудная и постепенно усложняется. То, что кажется слабым и легко преодолимым с верхнего мостика морского судна, порою оказывается почти непосильным даже для крепкого катера. Лёд —молодой нилас, температура уже минус 7 градусов, ах, как надо поспешать! Рядом лежит в дрейфе ледокол «Капитан Сорокин» —ждёт выхода судов из Хатанги и Тикси. Мористее идут «Арктика» и «Красин» —ведут речников и понтон. Много у всех больших и малых дел. Долго и трудно бьются моряки с выгрузкой мяса для полярников. И всё же ре­ зультат есть —первый понтон (около половины всей партии мяса ) доставлен к бе­ регу, и мясо выгружено. Второй понтон с пассажирами и продуктами отправлен на ледокол «Капитан Сорокин». Моряки на катере упорно борются со льдом, изо всех сил стараются протащить неуклюжие, громоздкие понтоны к берегу. А у берега лёд значительно толще и более плотно поджат. И обидно за людей —моряков. Они многие десятилетия бьются в Арктике с этими опостылевшими понтонами. Уже атомные ледоколы рядом стоят, а мы всё еще на открытых понтонах переправляем массы грузов на необорудованный аркти­ ческий берег. Поразительно —уже все забыли, когда эти понтоны появились тут в Арктике. Первые пароходы, с которых выгружали грузы на первые понтоны в Арк­ тике, давно ушли в историю, а вот понтоны по-прежнему работают. Где же вы, та­ лантливые инженеры-конструкторы, когда предложите морякам более современ­ ные и удобные транспортные средства для перевалки самых различных грузов с борта транспортов на береговые площадки около полярных станций? 25 сентября утром все грузовые операции у мыса Челюскин закончены. Обеспе­ чили зимовщиков необходимым продовольствием, кое-каким техническим снабже­ нием и главное —мясопродуктами. Теплоход «Нина Куковерова» снялся с рейда и под проводкой ледокола «Киев» отправился к следующему пункту назначения —в порт Тикси. А ледокол «Капитан Сорокин» «подсобрал» у Челюскина целый кара­ ван: теплоход «Толя Комар», речной ледокол «Капитан Чечкин», два эстонских «Повенца» и повёл всех на запад. Миновали пролив Вилькицкого и вышли на просторы моря Лаптевых. Тут оче­ редная остановка в небольшом поле молодого, но уже крепкого льда. Снова переда­ точные операции на ледоколы «Киев» и «Ленин». Погода сегодня хорошая, впро­ чем, благоприятная погода сопровождает нас практически от Мурманска —везёт нынче морякам в Арктике. Пользуясь краткой стоянкой, побывал на ледоколе «Киев», встречался с капитаном В. С. Смолягиным и проверил организацию служ­ бы на ледоколе. Впечатление хорошее. Владислав Степанович Смолягин —извест­ ный, опытный ледовый капитан —профессионал и энергичный, по-житейски муд­ рый, общительный человек. С ним всегда приятно и очень интересно встречаться и беседовать, тем более, что мы —старые, добрые приятели. После отхода от нашего 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz