Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Скотт-Хансена. Навстречу идёт небольшой караван: атомоход «Арктика», дизель­ ный ледокол «Красин» с транспортами «Немирович-Данченко» и «Браславльлес». Это хорошо —нам сейчас тоже понадобится их помощь. Вчера проводилась авиараз­ ведка и сегодня получили ледовую карту. Да, в этом районе льда много и есть очень тяжёлые обломки полей. Около 10 часов утра по предварительной договорённости к нам подошёл гидрограф «Валериан Альбанов». У него на борту больная женщина — что-то непонятное с глазами. Наш врач Д. А. Уляшов перешел на гидрограф для ока­ зания помощи больной. Лёд вокруг небольшой —5—6 баллов, но довольно тяжелый. Судовой врач оказал больной необходимую помощь, всё более-менее нормально. После полудня встретились с очередным караваном. Транспорты, получив от нас необходимую информацию о ледовой обстановке к западу и рекомендации ле- доколыциков, отправились далее самостоятельно, а мы занялись передаточными операциями на ледоколы: пассажиров, снабжение, продукты, посылки, почту —в общем много кое-чего привезли морякам. Воспользовавшись небольшой стояноч­ ной паузой, побывал на «Арктике» —встретился с капитаном В. И. Шестопаловым. Мы с Валерием Ивановичем старые добрые друзья-коллеги, поэтому оба рады встре­ че, тем более, что он давно работает в Арктике и, естественно, нуждается в инфор­ мации. Капитан Шестопалов, в свою очередь, сообщил о ледовой обстановке на трас­ се Севморпути, о некоторых происшествиях с транспортами, в частности, о гибели теплохода «Брянсклес», случившейся всего 20 дней назад в море Лаптевых. После отхода «Арктики» к нам подошел «Красин» получать свою долю. Да, бе­ зусловно, такие встречи в Арктике —праздники для больших по численности эки­ пажей ледоколов. Появляются старые-новые члены экипажей, прибывшие из от­ пусков, а главное —свежие продукты, овощи, фрукты и, конечно же, некоторым счастливчикам —посылки и письма от родных и близких. Что может быть в Аркти­ ке радостнее, дороже и теплее таких нечастых и дорогих сердцу событий. После за­ вершения всех передаточных дел «Красин» взял нас на «усы» и тронулись далее на восток. Впереди «Арктика» лидирует, а за ней «Красин» с «Ниной Куковеровой» на буксире. Около острова Белуха «прихватили» в компанию стоявшего в ожида­ нии дальнейшей проводки теплоход «Парголово» и пошли далее к проливу Мати- сена. Лёд 8 баллов, много старых, заматерелых обломков полей и глыб —весьма серьёзные арктические льды. Тут без ледокольной помощи довольно сложно и опасно для далеко не новых, натруженных корпусов наших «Пионеров». В районе мыса Челюскин навстречу нам идут атомный ледокол «Ленин» и наш «систер-шип» «Толя Комар». Что-то не получается с выгрузкой на Челюскине, пока не очень понятна суть проблемы —подойдём поближе, уточним и в случае необхо­ димости —поможем. А теперь мы идём в проливе Матисена. Тут почти чисто ото льда —отдельные редкие полосы. «Арктика» пошла за речными судами, стоявшими в проливе Фрама за островом Правды. Их предстоит вести на восток в устья Лены и Колымы. Поступила информация от «Толи Комара» —он будет ожидать нас у мыса Челюскин с намерением передать плавсредства для выгрузки мяса. Там же нахо­ дятся в ожидании судов ледоколы «Ленин», «Капитан Сорокин» и один речной ле­ докол. Да, оживлённо нынче в Арктике, по крайней мере, в её центральной части. Уже третья декада сентября, времени в обрез —кругом сплошной нилас, на откры­ тых участках моря уже толщиной 10—15 см, а грузовые работы в самом разгаре. Мы миновали пролив Матисена и вышли в восточную часть Карского моря. Тут практически чисто ото льда. Ледокол «Красин» закончил проводку, выдал реко­ 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz