Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

щине и прочности в основной массе это был очень тяжёлый лёд, сплоченностью около 9 баллов, с отдельными небольшими разводьями. Основная масса льда имела толщину более 1 метра. Кроме того, встречались многочисленные торосы толщиной до трёх метров и более. Даже небольшие облом­ ки этих торосов, всплывая на канале после прохода ледокола, наносили сильные удары по корпусу, заставляя сбавлять ход и даже стопорить машину до момента касания с этими глыбами, иначе они сбрасывали судно с оси канала. Такая же ха­ рактеристика льда оставалась и на вахте 2-го помощника капитана Плотникова —с 12.00 до 16.00 по судовому времени. Капитан Веселков неотлучно находился на мостике. Средняя скорость движения каравана составляла около 8 узлов, дистан­ ция между судами от 2-х до 4-х кабельтов, в зависимости от ледовой обстановки. К моменту заступления на вахту старшего помощника капитана Стекольнико- ва и 4-го помощника Ломовского характеристика льда оставалась прежней, но раз­ водьев стало встречаться больше. Капитан Веселков проинструктировал заступаю­ щих на вахту штурманов, дал им указания относительно скорости движения и со­ блюдения необходимых дистанций до ледокола и судна, шедшего позади. Кстати, в это время работал свежий западный ветер 4—5 баллов и балластное судно имело заметный дрейф. После необходимых указаний старпому капитан спустился в каю­ ту отдыхать до начала вахты 3-го штурмана. Примерно в 17 часов 50 минут судово­ го времени, следуя во главе каравана, ледокол «Арктика» «разрубил» выступ ста­ рого ледяного поля и предупредил суда о том, что по левому борту прошли тяжелые ледовые обломки. «Нина Куковерова», следуя на предельно короткой дистанции за атомоходом, прошла по свежему каналу сравнительно свободно. А «Брянсклес», пытаясь избежать удара от всплывавших в канале обломков, вероятно, излишне рыскнул влево и ударился скулой и далее бортом о кромку старого тяжёлого ледо­ вого поля. Как выяснилось позднее, удар оказался роковым для транспорта. В 18 часов 10 минут судового времени старпом Стекольников позвонил капита­ ну и сообщил, что теплоход «Брянсклес» получил пробоину в корпусе и начинает погружаться. Капитан немедленно поднялся на мостик. На этот момент т /х «Нина Куковерова» лежал в дрейфе на небольшом разводье. А примерно в одной миле, тоже на разводье, находился тяжело раненный «Брянсклес», который уже имел крен около 3 градусов на левый борт и сильный дифферент на нос. С него сообщили о том, что вода поступает в трюмы №1 и №2. На запрос с ледокола о нормах непотоп­ ляемости с транспорта сообщили, что судно обладает только одноотсечной непо­ топляемостью. Оба его якорные клюзы пока находились над водой, но дифферент быстро увеличивался. Атомоход «Арктика» в это время находился примерно в 3-х кабельтовых. Судя по тому, что «Брянсклес» довольно быстро погружался носом в воду, можно было предположить, что он получил очень большие пробоины в носо­ вой части корпуса. Капитан Веселков запросил командиров «Арктики» о возмож­ ности подхода к бедствующему судну для оказания необходимой помощи. Капитан «Арктики» приказал «Нине Куковеровой» оставаться на месте. Это было совершенно правильное решение, потому что рядом с аварийным судном на­ ходился атомный ледокол с его солидными спасательными возможностями, и транс­ порт мог только помешать в этой быстро меняющейся ситуации. И всё же капитан Веселков развернул своё судно и, медленно маневрируя среди тяжёлых обломков льдин, подошел на 2—3 кабельтова от бедствующего судна, где снова легли в дрейф. Капитан теплохода «Брянсклес» приказал: «Спускать спасательные шлюпки и эки­ пажу покинуть судно». Однако через несколько минут пришло сообщение, что 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz