Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Необходимо добавить, что, начиная с 1922 года, на западном участке Арктиче­ ского побережья развернулись обширные работы по дальнейшему изучению и обуст­ ройству этого сурового, труднодоступного, но богатого природными ресурсами края. Сравнительно хорошо подготовленные и оснащенные, высокоширотные экспедиции на ледокольно-транспортных судах пошли к архипелагам Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена, Новой Земли и далее на восток. Они способствовали расширению знаний о природе отдалённых регионов Арктики, что, в свою очередь, позволило транс­ портному флоту увереннее и безопаснее работать в полярном бассейне. Нельзя не отметить, что в этот же период, наряду с активным наступлением на морских арктических путях, начиналось освоение заполярных территорий. Начали проводиться изыскания и пробные добычи: угля, апатитового сырья, руд цветных металлов, нефти, полиметаллических месторождений. Появилась новая отрасль — лесоразработки на берегах Енисея и переработка леса на вновь построенных лесо­ заводах в Игарке. Все эти начинания проводились в трудных условиях восстанов­ ления страны, разорённой войнами, революциями, интервенцией. Страна, нация, народ —особенно молодое поколение —начали внутренне осознавать, понимать открывающиеся перспективы развития, в частности, северных окраин страны. Они поверили в свои силы и возможности, постепенно усваивали те очевидные истины, которые излагали, о которых страстно говорили, писали, к чему в разные времена призывали российские учёные, предприниматели, патриоты своей Родины: Ломо­ носов, Румянцев, Сибиряков, Сидоров, Менделеев, Макаров. Были услышаны голоса тех великих мыслителей, исследователей, которые, еще не зная точно, что хранят недра северных окраин страны, уверенно и энергично указывали на великое будущее Сибири. В тот же период, начиная примерно с 1925 по 1930 годы, был решительно, с государственной позиции положен конец незаконному и всё более назойливому «хозяйствованию», в частности, зверобойному и рыбному промыслам, норвежцев, англичан, голландцев в наших территориальных водах —на акватории Баренцева, Белого и Карского морей. Экипажи советских ледокольно-транспортных судов на основании полученных на то полномочий решительно брали браконьеров (иност­ ранные промысловые траулеры, шхуны и боты), промышлявших в территориаль­ ных водах СССР, на буксир, препровождали в Кольский залив, а иногда и в Архан­ гельск и передавали правоохранительным органам. Моряки старших поколений хорошо помнят, что с тех пор и до конца 80-х годов прошлого столетия самовольно «заглядывать» в арктические территориальные воды Союза ССР западные соседи, да и не только западные, как правило... не рисковали. Ледоколы и самолёты в Арктике О СГ мая 1928 года дирижабль «Италия» под командой инженера-конструктора M i l и опытного полярного исследователя Умберто Нобиле при проведении очередного полёта над центральными районами Арктики потерпел аварию северо- восточнее архипелага Шпицберген. Это была тяжелая трагедия и ей в своё время было посвящено огромное количество информационных материалов самого различ­ ного жанра от квалифицированных исследовательских документов до фантасти­ ческих журналистских изысков по банальному принципу: «плохие новости всегда 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz