Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

просматриваться эпоха развития заброшенного Сибирского края. Это были началь­ ные практические шаги в развитии, освоении и обустройстве Великой северной магистрали между Западом и Востоком, между Атлантическим и Тихим океанами. Групповые плавания судов Карских хлебных экспедиций явились первыми реаль­ ными предшественниками будущих арктических караванов на трассах Северного морского пути. Для спасения населения северных регионов от голода по решению Совнаркома и инициативе краевых органов власти с 1920 года стали осуществляться плавания в Сибирь за продовольствием. Руководство экспедициями поручалось вновь создан­ ному Комитету Северного морского пути —Комсевморпуть. Это был директивный, хозяйственный орган, отвечавший за организацию экспедиций и обеспечение их всем необходимым: судами, углём, продовольствием. За ним оставалась ответственность по комплектованию экипажей и грузовые работы в портах. Карские экспедиции уже с первых лет их деятельности состояли из двух отря­ дов: западного —морского и Обь-Енисейского —речного. Схема их работы была сравнительно чёткая. Правда, в процессе работ бывали сбои, особенно с подходом судов, но тут уже свои коррективы вносила морская стихия. Морской отряд созда­ вался в Архангельске из пригодных к плаванию судов, которым придавались иног­ да и баржи. Этот отряд под руководством начальника экспедиции направлялся в Обскую губу, на рейд Нового Порта и на Енисей —в Усть-Порт. В Сибири в это же время формировались речные отряды из старых колёсных пароходов, которые тащили на буксирах деревянные баржи, гружённые зерном, другими продовольственными товарами, а также лесоматериалами, пушниной и разными традиционно сибирскими грузами. По согласованным договорам морские и речные отряды встречались на рейдах Обской губы и Енисея и осуществляли перегрузочные операции. Следует отметить, что в целом эти экспедиции планиро­ вались и проводились сравнительно организованно и слаженно, учитывая те сверх­ сложные условия работы, уровень ледокольного обеспечения, техническое состоя­ ние судов, отсутствие регулярной и устойчивой связи. Достаточно вспомнить, что грузооборот первой Карской экспедиции составил более 24 тысяч тонн, то есть прак­ тически половину всего грузооборота за 45 предыдущих лет плаваний судов на линии Европа —устья сибирских рек. И что очень важно —эти перевозки осуществ­ лялись главным образом российскими транспортными судами и обеспечивались рос­ сийскими ледоколами. Добавим, что они выполнили свою главную миссию —факти­ чески спасли население Поморья и других северных областей от жестокого голода. Итак, можно констатировать, что, начиная с 1921 года, регулярное судоходство в период летних навигаций между портами Европейского Севера России и порто- пунктами на побережье Западной Сибири приняло практические формы. В после­ дующие годы оно становилось всё более активным, организованным и сравнитель­ но рентабельным для того времени. Можно с полным правом считать, что это было, выражаясь современным языком, начало арктического мореплавания в западном секторе Арктики, начало плавания по Северному морскому пути. Карские хлебные экспедиции проводились до 1930 года. Естественно, они расширялись, пополнялись сравнительно мощными по тем временам ледокольно-транспортными судами, такими, как «Г. Седов», «Малыгин», «Владимир Русанов», «А. Сибиряков» и другими. Кроме того, к проводке караванов уже активно подключались линейные ледоколы. Постепенно стало налаживаться гидрографическое и лоцманское обес­ печение. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz