Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

дороже хороших». А если очень кратко, то, по словам самого Нобиле: « Это было 25 мая в 10 часов 30 минут. Вся катастрофа продолжалась 2—3 минуты». Да, дири­ жабль «Италия» из-за непонятной утечки газа стал быстро терять высоту, затем ударился гондолой о ледовые торосы. Гондола разбилась от удара, и на лёд вывали­ лись 10 человек. После этого, потеряв значительную часть веса, облегченный дири­ жабль снова поднялся в воздух с оставшимися на нём семью членами экипажа и погиб в ледовых просторах Арктического бассейна. Оставшиеся на льду члены экипажа потерпевшего катастрофу дирижабля во главе с командиром Нобиле воспользовались маленькой радиостанцией, которая, к счастью, вывалилась вместе с ними при падении гондолы дирижабля на лёд. Радио­ сигналы бедствия совершенно случайно принял советский радиолюбитель Нико­ лай Шмидт в небольшом селе Архангельской области. Вскоре весть об арктической драме облетела весь мир. В различных странах были приняты меры по спасению итальянцев. В спасательных операциях приняли участие около двух десятков мор­ ских судов из нескольких стран, самолёты, подводные лодки и даже дирижабли. Однако, оценивая результаты всех этих, безусловно, благородных порывов и наме­ рений, нетрудно понять, что шума было много, а реальную помощь потерпевшим катастрофу путешественникам оказали главным образом советские моряки. По решению правительства СССР на спасение участников экспедиции Нобиле отправились ледокольные пароходы «Малыгин», «Г. Седов» и самый главный, как оказалось позднее, спасатель —ледокол «Красин», который вышел из Ленинграда 16 июня 1928 года. Руководил всей спасательной экспедицией опытный полярный исследователь профессор Р. Л. Самойлович. Операция по обнаружению и спасе­ нию попавших в беду людей была организована и проведена успешно и получила высокую оценку мировой общественности. Тут следует добавить, что в это же вре­ мя пропал без вести еще один важный участник спасательной операции —знамени­ тый полярный исследователь Руал Амундсен. Самолёт, на котором находился ве­ ликий норвежец, пропал без вести, а как выяснилось позднее, упал в штормовые воды Баренцева моря и погиб. С учётом всех обстоятельств советские корабли широким охватом обследовали район, прилегающий к вероятным местам катастрофы. Ледокол «Красин» шел в поисковом режиме западнее Шпицбергена, постепенно огибая архипелаг с северо- запада на северо-восток. Ледокольный пароход «Малыгин», продвигаясь на север, обследовал район восточнее Шпицбергена. Таким манёвром спасатели проверяли весь район, что гарантировало успех поисков. Кроме того, ледокольный пароход «Г. Седов» имел указание обследовать ледовые пространства между Шпицберге­ ном и Землей Франца-Иосифа. Добавим к сказанному, что на всех трех наших судах имелись самолёты-ледовые разведчики, которые пилотировали известные полярные лётчики: Б. Чухновский, М. Бабушкин и О. Кальвиц. 12 июля 1928 года ледокол «Красин» снял со льдины обнаруженных лётчико Чухновским итальянских воздухоплавателей. Начальника экспедиции У. Нобиле, получившего при падении дирижабля тяжелые травмы (переломы руки, ног и дру­ гие повреждения), снял с льдины самолет, пилотируемый шведским лётчиком. Поиски другой группы, унесённой повреждённым и неуправляемым дирижаблем, результатов не дали. Вероятно, их отнесло довольно далеко от места первого удара дирижабля о ледовые торосы. В эти же дни интенсивных поисков людей, попавших в беду, ледокол «Красин» оказал помощь, а если точнее, то спас еще и итальянский пассажирский пароход 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz