Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Атомоход «Ленин», ледокол «Ермак», 1963 г. серьёзные причины. Арктическая навигация 1963 года стала для «Ермака» после­ дней. После тщательного всестороннего осмотра корпуса, машин, котлов, других механизмов и устройств был вынесен вердикт: «Вывести ледокол “Ермак” из эксп­ луатации». Это решение было безусловно объективно и своевременно. Он достой­ но закончил свою многотрудную ледовую вахту в Арктике и символически красиво передал её первому атомному ледоколу «Ленин». Понятно, что никто даже приблизительно не подсчитал экономический эффект от работы этого заслуженного ледокола за 60 лет, а жаль. Когда встал вопрос о со­ хранении легендарного «Ермака» как музея для будущих поколений, у расчётли­ вых чиновников уже был готов ответ, довод: беречь «Ермак» как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-либо особых заслуг... Вот и вся оценка труда ветерана-ледокола. Не помогли многочисленные просьбы и обращения моря­ ков, полярников, учёных, широкой общественности. В 1965 году ледокол «Ермак» разрезали на металл. И тут, вероятно, не персональная вина двух—трёх государ­ ственных чиновников, пусть даже в ранге министров. Это наше национальное, род­ ное: что имеем —не храним, потерявши —плачем. От Владивостока до Архангельска на «Таймыре» и «Вайгаче» В результате многочисленных плаваний поморов вдоль северного побережья Сибири, начиная с первой половины XVII века, а также работ нескольких круп­ ных полярных экспедиций XVIII—XIX веков морской путь от берегов Белого моря до Берингова пролива и далее в Русскую Америку и Камчатку для россиян был более-менее известен. Однако комплексных научных исследований, подробных гидрографических работ и, соответственно, надлежащего издания морских навига­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz