Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Командовал ледоколом «И. Сталин» в то время известный полярный капитан В. И. Воронин. А «Ермак», тяжело раненный многолетними арктическими льдами, с одним винтом 12 октября пришел в Ленинград на ремонт. За навигацию 1938 года он про­ шел более 1300 миль, освободил из ледового плена 17 транспортных судов и дока­ зал возможность активного плавания в самых высоких приполюсных широтах. И как знать... будь у него исправными все три винта да полный бункер топлива, недалеко было и до реализации призыва адмирала С. О. Макарова: «К Северному полюсу напролом!». В период зимнего ремонта на ледоколе поставили новые валы и гребные винты, сменили десятки тысяч заклёпок, несколько листов обшивки кор­ пуса и установили новую более мощную рулевую машину. Следующая арктическая навигация 1939 года была сравнительно благоприят­ на. На трассе Северного морского пути активно работали ледоколы: «И. Сталин», «Ермак», «Ленин» и «Ф. Литке». А зимой, уже в условиях военного времени, «Ермак» проводил боевые корабли через ледовые участки на Балтике. Он не уча­ ствовал в арктической навигации 1940 года, Великая Отечественная война застала ледокол на Балтийском море. Суровой осенью 1941 года он занимался проводками судов и кораблей между Ленинградом и Кронштадтом. Его прилично вооружили, и экипаж вёл активную борьбу с фашистскими самолётами. Однако это продолжа­ лось недолго —из-за отсутствия угля в декабре первого военного года «Ермак» по­ ставили к причалу и использовали в качестве плавучей базы. И после войны ледо­ кол продолжал работать в основном в Финском заливе. Восемь лет провёл арктический ветеран на Балтике и только в 1947 году снова возвратился в Арктику. А здесь уже работали новые линейные ледоколы типа «И. Сталин» и американские ледоколы, полученные по ленд-лизу, «Капитан Бело­ усов» и «Северный ветер». В 1949 году «Ермаку» исполнилось 50 лет. Ветеран был отправлен на капитальный ремонт и, простояв в Антверпене почти полтора года, возвратился в Мурманск свежим, помолодевшим, в хорошем техническом состоя­ нии. Но... не было адмирала Макарова, а у морского начальства видно не достало ума и воли перевести ледокол на жидкое топливо —хотя всем было ясно, что он еще мог поработать на ледовых трассах минимум 15—20 лет. Уже вышел в Арктику пер­ вый атомный ледокол «Ленин», а «дедушка “Ермак”» всё еще дымил двумя труба­ ми от 10 котлов, работавших на угле. И всё же «Ермак» довольно успешно трудился в Арктике вместе с другими ледоколами. Особо трудными в ледовом отношении были арктические навигации 1956—1957 годов. Нас, молодых тогда судоводителей, работавших на ледорезе «Ф. Литке» и д /э «Лена», поражала и восхищала подвижная активность «Ермака» при плавании во льдах. А ведь ему было почти 60 лет! В тот период легендарный «Ермак» под командой капитана К. К. Бызова установил еще один арктический рекорд. В сентябре 1956 года он совместно с ледоколом «Капитан Белоусов» про­ вёл караван в составе 67 судов. Да, такую «флотилию» во льдах надо было видеть! Там шли, в основном, речные, малые, слабые суда, направлявшиеся в устья сибир­ ских рек. Такого успеха в Арктике еще не было. В 1959 году «Ермаку» исполнилось 60 лет. Встал вопрос о его дальнейшей экс­ плуатации. Дело в том, что он работал на угле, и это, естественно, сыграло свою роль. Завозить массу угля в арктические порты для одного ледокола становилось, как говорят, «себе дороже». Вспомнились призывы С. О. Макарова и других специ­ алистов о переводе котлов в своё время на жидкое топливо! Впрочем, были и другие 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz