Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ционных карт и пособий для плавания по всей арктической трассе к концу XIX и началу XX века у российского морского ведомства практически еще не было. К тому периоду наиболее значимыми походами в Российской Арктике с запада на восток были: первое путешествие шведской экспедиции А. Э. Норденшельда из Европы в Тихий океан за две арктические навигации в 1878—1879 годах, плавание норвежской экспедиции Ф. Нансена на судне «Фрам» в 1893 году до Новосибир­ ских островов с последующим дрейфом через центральный полярный бассейн и русская полярная экспедиция Академии наук, совершившая плавание на яхте «Заря» под руководством Э. Толля в 1900—1902 годах из Петербурга к северо-западному побережью Новосибирских островов с целью открытия Земли Санникова. И это, практически, всё... А между тем, интерес к морскому пути вдоль Сибирского побережья в начале XX века резко возрос. Причин тому становилось всё больше. В частности, заметно возрастающее экономическое развитие северных и восточных областей Сибири. Естественно, возникли проблемы с укреплением государственных границ, как на северных окраинах, так и на дальневосточных рубежах Российской империи. Стали проявлять заметный интерес к российским арктическим территориям, особенно к островам, иностранные государственные, торговые, промышленные компании: Норвегии, Германии, Швеции, Японии и США. Важное государственное значение великого морского Сибирского пути стали осознавать торгово-промышленные структуры, военно-морское ведомство и особен­ но активно продолжали выступать русские учёные, исследователи, моряки, гидро­ графы. Наконец, поражение России в русско-японской войне вынудило правитель­ ство России обратить самое серьёзное внимание на проблемы изучения и освоения гигантской арктической магистрали. После многочисленных обсуждений в различ­ ных министерских комиссиях было согласовано и принято решение: проводить ком­ плексные гидрографические исследования на протяжении всей арктической трас­ сы, начиная от Берингова пролива в западном направлении с помощью специаль­ ных ледокольных судов. Комплексная комиссия, в которую входили А. И. Вилькицкий, Н. Н. Коломей­ цев, А. В. Колчак, Ф. А. Матисен и кораблестроитель А. Н. Крылов, после дополни­ тельных обсуждений остановилась на предложении: поручить петербургским кораблестроительным заводам постройку двух однотипных ледокольно-транспор­ тных судов для проведения комплексных научных исследований в арктических мо­ рях. Строительство новых кораблей шло ускоренными темпами, и весной 1909 года два ледокольных парохода: «Таймыр» и «Вайгач» были спущены на воду, а в сентябре началась подготовка к далёкому плаванию. Заметим кстати, что корабли будущей экспедиции после подъёма флага были включены в состав Военно-мор- ского флота. Командирами судов были назначены: на «Таймыр» —капитан 2-го ранга Ф. А. Матисен, а на «Вайгач» —капитан 2-го ранга А. В. Колчак. Экипаж каждого судна состоял из 6 офицеров, врача и 35 рядовых моряков. 28 октября 1909 года Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого оке­ ана вышла из Кронштадта на Дальний Восток. Возникал, на первый взгляд, вполне резонный вопрос: а почему полярная экспедиция на ледокольных пароходах пошла с Балтики не Северным путём через арктические моря, а двинулась более длинным «кружным» и тоже нелёгким южным маршрутом. Главными причинами были — осенний период, отсутствие какой-либо информации о ледовой обстановке в 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz