Пожидаева. О. В. Судьба и творчество А.И. Герцена в некоторых произведениях русской литературы XIX века (к 200-летию со дня рождения писателя) / О. В. Пожидаева // X Масловские чтения / М-во образования и науки Рос.Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка, Мурм. обл. дет.-юнош. б-ка. - Мурманск, 2012. - С. 117-121.

нию не только личности, но и мира вокруг нее. А человек, стремящийся к свободе, перешагнув определенную границу, может заодно освободиться и от самого себя. Трагическая история гордого, рационального сознания, жаж­ дущего любви и свободы близка нам и сегодня. Не случайно сюжет «Крот­ кой» в XX в. привлек внимание не только русского режиссера А. Борисова, но и француза Р. Брессона. Рассуждая о гибели Лизы Герцен, Достоевский подчеркивает отсутствие связи ее сознания с русской почвой, напоминая о еще одном важном споре XIX в. - споре западников и славянофилов. Герцену импонировало то, что славянофилы не принимали николаев­ скую монархию как неорганичную для России. Но писателя не устраивала апология традиционного религиозного мироощущения, нападки на идеал свободомыслящей, независимой личности, которому славянофилы проти­ вопоставляли идеал крестьянской общины, где личность, независимость которой они приравнивали к гордости, растворяется в коллективном нача­ ле, спасая себя тем самым от индивидуализма. Герцен был чужд катего­ ричности в оценке позиции и западников и славянофилов, о чем свиде­ тельствуют некоторые размышления писателя на страницах «Былого и дум», например - в главах «Московский университет» 1 части [8], «На­ ши», «Не наши» 4 части [9]. Именно из споров о судьбе России между Герценом и Тургеневым родился образ западника Потугина в романе Тургенева «Дым». Герой бес­ конечно критикует русские нравы, культуру, политику. Интересно, что Герцену образ Потугина был глубоко несимпатичен, а Тургенев, в свою очередь, обвинял Герцена в том, что он наполняет молодые головы «еще не перебродившей социально-славянофильской брагой» [10]. Именно Герцен стал одним из прототипов А.П. Версилова - героя ро­ мана Ф.М. Достоевского «Подросток» [11]. В образе Версилова писатель во­ плотил тип русского интеллектуала, сознание которого - результат траги­ ческого столкновения западных смыслов с незападной традицией. К слову сказать, идея Ротшильда - идея свободы и власти, обретенных посредст­ вом богатства, которой одержим другой герой романа «Подросток» - юный Аркадий Долгорукий, навеяна, в том числе, и одним из эпизодов «Былого и дум». Герцен вспоминает: когда царское правительство отказалось вы­ дать деньги под костромское имение, он по совету друзей обратился за по­ мощью к Ротшильду. Ротшильд выкупил бумаги Герцена и пригрозил Ро­ манову отказом в денежной ссуде в случае, если бумаги не будут оплачены. «Царь иудейский, - пишет Герцен, - сидел спокойно за своим сто­ лом, смотрел бумаги, писал что-то на них, верно, все миллионы... - Ну, что, - сказал он, обращаясь ко мне, - довольны?.. Через месяц или полтора тугой на уплату петербургский купец 1-ой гиль­ дии Николай Романов, устрашенный... уплатил, по величайшему повеле­ нию Ротшильда, незаконно задержанные деньги с процентами и процента­ ми на проценты, оправдываясь неведением законов...» [12]. В мире все­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz