Пожидаева. О. В. Судьба и творчество А.И. Герцена в некоторых произведениях русской литературы XIX века (к 200-летию со дня рождения писателя) / О. В. Пожидаева // X Масловские чтения / М-во образования и науки Рос.Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. орг. Союза писателей России, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка, Мурм. обл. дет.-юнош. б-ка. - Мурманск, 2012. - С. 117-121.

г. Калинов (созвучие названий и сознательная аллюзия на произведение Гер- цена очевидны). В Калинове верят в то, что «Литва на нас с неба упала», а единственным средством массовой информации является Феклуша, рас­ сказывающая об оборотнях и проделках дьявола. С момента создания по­ вести Герцена прошло почти 20 лет, но ничего не изменилось. Это горькое осознание своеобразия жизни России в период реформ придет и к Н.А. Не­ красову в 1858 г.: «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, А там, во глубине России - там вековая тишина» [6]. Позже, в 1886 г., по­ сле выхода в свет пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы», —к В.А. Гиляров­ скому: «У наев России две напасти: внизу власть тьмы, вверху тьма власти». В начале своего творческого пути, как и многие его современники, Гер- цен был увлечен теорией христианского социализма, Сен-Симоном и его ра­ ботой «Новое Христианство», идеями Л. Фейербаха о христианской сущно­ сти как, прежде всего, сущности человеческой. Особой симпатией писатель проникся к теории «реабилитации плоти» Анфантена, ученика Сен-Симона, его учению о полном равенстве полов. Важно, что теория стала частью жизни Герцена, как, в свое время, иЧернышевского, Некрасова. О попытке Герцена реализовать свободные брачные отношения на практике много пишет в своей работеИ. Паперно [2]. Однако идеальная теория оказалась в трагическом про­ тиворечии с реальным опытом жизни: писатель не смог отпустить жену к тому, кого свободно избрала она. Тема женской эмансипации и шире - сво­ боды личности находит отражение в некоторых размышлениях Ф.М. Дос­ тоевского. И опять не обходится без участия Герцена. Вспомним одну из известных статей Достоевского «Два самоубийства» из «Дневника писате­ ля» за октябрь 1876 г. В ней, не называя имени героини, Достоевский рас­ сказывает о гибели дочери А.И. Герцена. «Самоубийца - молодая девушка лет двадцати трех или четырех, не больше, дочь одного слишком извест­ ного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти уже совсем не русская по воспитанию. <...> Очень любопытны под­ робности: «Она намочила вату хлороформом, обвязала этим лицо и легла на кровать... Так и умерла. Перед смертью написала: «Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпразд­ новать мое воскресение из мертвых с бокалами Клико. А если удастся, то я прошу только, чтоб схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землею. Очень даже не шикар­ но выйдет» [7]. История этого самоубийства, как и гибель молодой девушки, выбросившейся от безысходности из окна с иконой в руках, будет положе­ на в основу рассказа Достоевского «Кроткая». Судьба героев заставляет задуматься о важных для писателя темах и идеях. О том, что раб, получив­ ший свободу, не всегда проникается состраданием к униженным и оскорб­ ленным - он желает при себе иметь рабов и мстить жизни, людям за свое прежнее унижение. Рациональное сознание современного человека, пыта­ ясь подменить жизнь своими представлениями о ней, приводит к разруше­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz