Порцель, А. К. Российско-норвежская морская торговля на Мурмане (первая четверть XX века) / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 103 с. : ил., карты, портр.

16 членов экипажа посыльного судна "Купава", чтобы наградить их за задержание контрабандистов, имевшее место еще в 1917 г. Из Центромура на запрос таможенников ответили 19 июня 1918 г.: "Просимые сведения дать нельзя, так как неизвестно куда выбыли эти лица по демобилизации"1. Осложняло работу таможни и то, что зачастую не хватало самых не­ обходимых в работе вещей, например, канцелярских принадлежностей, бумаги, дров и т. п. Это была общая беда всех учреждений той поры. Существовала проблема и с топографическими картами. Так, в феврале 1920 г. С. Л. Деменчук писал в Архангельск: "Для того чтобы хотя изредка ознакомиться с географическим положением полосы порто-франко, нужно ходить по ведомствам и искать карту... Если имеется в Архан­ гельске возможность, прошу не отказать в Вашем распоряжении о присылке карты, ко­ торую ввиду особенностей порта франко необходимо иметь в таможне для справки"2. Аналогичная проблема с картами возникла еще в середине XIX века, когда Кольским властям потребовалось уточнить на местности российско- норвежскую границу. Ситуация не изменилась и при советской власти. 18 сентября 1920 г. С. Л. Деменчук писал заведующему агентством Внешторга т. Смолину: "Мурманская таможня доводит до Вашего сведения, что по Норвежской и Фин­ ляндской границам Мурманского Края расположены нижеследующие таможенные учреждения, а именно: Мурманская Таможня и таможенные посты: Кандалакшский, Ковдинский, Керетский, Кемский, Мезенский, Онежский, Сорокский, Умбский и Усть- Печерский. Карты о точном расположении означенных таможенных учреждений и по­ ложения близости от них границ в Мурманской Таможне не имеется"3. Положение с зоной порто-франко радикально изменилось после вос­ становления советской власти на Севере и установления государственной монополии внешней торговли. 12 мая 1920 г. С. Л. Деменчук писал упол­ номоченному Наркомата иностранных дел (НКИД) т. Шкловскому (копия - в Мурманский исполком): "Полагал бы порто-франко упразднить, или же сохранить свободный привоз ис­ ключительно в порт Мурманск с поступлением всех заграничных товаров в Таможен­ ные склады"4. ' ГАМО Ф. Р-462. On. 1. Д. 1. Л. 250, 382. 2 ГАМО. Ф. Р-462. On. 1. Д. 2. Л. 157. 3 ГАМО Ф 36. Мурманская портовая таможня 1 класса 4 разряда Временного (контр­ революционного) правительства Северной области (1918-1920 гг.). On. 1. Д. 7. Л. 197. 4 ГАМО. Ф-36. On. 1. Д. 7. Л. 103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz