Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

рез два года, такой же темной осенней ночью, новый “Архангельск” затонул в том же самом злополучном проливе Скагеррак, совсем недалеко от места крушения своего тезки... В сентябре 1888 г. пароход с грузом рыбы (осенней семги высо­ койценности, трески и палтуса — всего 28 тыс. пуд.) покинул Архан­ гельск и, пополнив в Тромсе запасы угля, направился в Петербург. 7 октября около 10 ч вечера “Архангельск” шел на всех парах, ког­ да неожиданно перед ним из темноты появился, как это потом стало известно, английский пароход “Нептун”, груженый сахаром. В это время капитан, большинство матросов и пассажиров спали. Вахтен­ ный младший штурман Дегтярев, завидев стремительно приближа­ ющиеся навстречу огни, “растерялся и завернул штурвал не в ту сто­ рону”. На полном ходу суда врезались друг в друга. Вода каскадом устремилась в пробоины. От погибающего “Архангельска” букваль­ но в последний момент отошла шлюпка, битком набитая людьми. На судне оставались еще 18 чел., в том числе капитан Иван Рейнберг, тщетно пытавшиеся спустить другую шлюпку. Никогда не использовавшаяся, она была “завалена тяжелыми корабельными принадлежностями, а шлюпбалки проржавели и не поворачива­ лись,”— вспоминал впоследствии один из пассажиров. Резко увели­ чившийся крен сделал и без того сложную задачу невыполнимой. “Архангельск” исчез под водой вместе с обреченными моряками на несколько минут раньше, чем английский “Нептун”. Оставшиеся в живых услышали, как один за другим взорвались котлы затонув­ ших пароходов — “как последний салют заживо погребенным в морской пучине” [17]. После этих случаев правление Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства уже не решалось какое-либо из своих новых судов назвать “Архангельском”. ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ, ВО МРАКЕ ПОЛЯРНОЙ ночи Несмотря на возникшее с появлением пароходного сообщения на Мурмане оживление к осени жизнь в колониях замирала. Коло­ нистам в случае беды оставалось надеяться лишь на себя. Только члены Мурманской научно-промысловой экспедиции, изредка по­ сещавшие на своем судне их поселения, видели, в каком печальном положении находятся эти люди, отрезанные от всего мира на дол­ гих пять месяцев. Суровый климат и отсутствие свежей пищи, недо­ статок чая, сахара, молока приводили к появлению различных бо­ лезней, в том числе и цинги. На разных уровнях власти уже давно обсуждались перспективы организации зимних рейсов вдоль всего Мурманского берега. Нако­ 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz