Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

то же время можно было съездить и в Норвегию, куда от соседнего поместья (в 1,5 верстах от церкви) два раза в неделю ходил норвеж­ ский почтовый пароход в города Вадсе и Варде. Десять лет спустя в 1908 г. та же газета констатировала: “В по­ следние годы замечается приток иностранных путешественников по нашему Северу. Этому, несомненно, способствует согласование рейсов Товарищества, совершающих плавание по Мурманскому бе­ регу, с рейсами норвежских пароходов, идущих из Гамбурга вдоль берегов Норвегии” [16]. К этому времени Мурманское срочное пароходство имело в сво­ ем распоряжении 14 вполне современных грузо-пассажирских судов. ДВА “АРХАНГЕЛЬСКА” В конце 80-х гг. “злой рок” вдруг стал преследовать пароходст­ во: участились мелкие аварии, два судна, работавшие как раз на Мурманской линии, погибли. Выше мы уже коротко рассказывали, как но стечению обстоятельств Беломорско-Мурманское срочное пароходство лишилось всех своих судов. Пайщикам Мурманского Товарищества стоило немалых усилий избежать печальной участи своих предшественников — разорения. Поздним вечером 18 октября 1886 г. в проливе Скагеррак, у южных берегов Норвегии шторм выбросил на камни “Архан­ гельск” — лучший пароход Товарищества. Команде, состоявшей примерно из 20 чел., удалось спастись; всем им был оказан самый радушный прием у смотрителя маяка “Рювинген” норвежца Педер­ сена. Само спасение моряков получилось весьма курьезным: слу­ жанка Педерсена, которая пошла проверять работу маяка (самому смотрителю этого делать на хотелось — в его доме шла веселая дружеская попойка, а снаружи было холодно) в темноте приняла высадившихся на остров моряков в теплых овчиных полушубках за... овец, по неосторожности выпущенных кем-либо из подвыпив­ ших гостей. Недоразумение прояснилось уже позднее, когда бравая компания под командованием смотрителя маяка попробовала за­ гнать овец обратно в стойло. После нескольких безуспешных по­ пыток выяснить национальность потерпевших крушение (послед­ нее было очевидно) и объясниться с ними, Педерсен, дабы загла­ дить свою ошибку, пригласил непрошенных гостей к накрытому столу, что было весьма кстати. Останки “Архангельска”, укрытые 30-метровым слоем воды, и по сей день лежат на каменистом дне, неподалеку от островка Jlaa- вен. На смену погибшему пароходу Товарищество сразу купило но­ вый — опять в Англии и опять назвало его “Архангельском”. А че­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz