Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

нец, в столичном Обществе судоходства 5 мая 1900 г. состоялось со­ вещание по этому вопросу. Было высказано твердое убеждение, что рейсы, совершаемые судами Мурманского Товарищества, “от­ кроют сбыт для рыбы и дадут толчок развитию рыбной промыш­ ленности на Мурмане”, подобно тому, как это произошло в сосед­ нем Финмаркене. Созданный в столице Комитет для оказания помощи поморам по­ становил в целях “выяснения возможности срочных рейсов” вдоль Мурмана в зиму 1901—1902 гг. организовать обход Мурманского бе­ рега судном научно-промысловой экспедиции “Андрей Первозван­ ный”— по одному рейсу в ноябре, декабре, январе и феврале. Фактически судно смогло выполнить только три рейса, столк­ нувшись с большими трудностями. Во мраке полярных ночей, при почти полном отсутствии маяков двигаться было опасно, скапли­ вавшийся в заливах лед сильно осложнял подход к берегу. Губернская газета писала, что “ввиду отсутствия сносного осве­ щения берегов, хороших карт, опытных лоцманов и лодочников для перевозки пассажиров... сообщение с колониями возможно лишь при комбинации морского пути с сухопутным”. Для сообщения между небольшими поселениями рекомендовалось “устроить доро­ ги для езды на оленях и пешеходные” [18]. Первый опыт не прошел даром, он встретил полное одобрение в разных ведомствах. В 1904 г. Государственный совет “мнением по­ ложил”: “Предоставить главноуправляющему торговым морепла­ ванием и портами заключить на одобренных Государственным со­ ветом основаниях договор с Товариществом Архангельско-Мур­ манского срочного пароходства о содержании сим Товариществом в течение пяти лет начиная с октября 1904 года срочных зимних па­ роходных сообщений вдоль Мурманского побережья” [19]. С годами зимние рейсы приняли стабильный характер. В авгус­ те 1908 г. Александровский уездный исправник доносил губернато­ ру, что желательно совершать зимой по два рейса в месяц. Причем, по его мнению, следовало бы посещать все относительно крупные становища, в том числе и Иоканьгу, где было открыто телеграфное отделение; и обязательно Колу — “как центральный пункт уезда в зимнее время”. Он же обратил внимание на то, что Мурманское То­ варищество для такого сложного плавания назначило старый паро­ ход “Владимир”, у которого весною 1906 г. “во время пути при ти­ хой воде от ветхости сломался гребной вал”, в результате чего пре­ кратилось пароходное сообщение по Мотовскому заливу [20]. В октябре 1909 г. договор с Мурманским Товариществом о про­ ведении зимних рейсов вдоль Мурманского берега был продлен еще на пять лет по февраль 1916 г. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz