Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

буквально “незаменимым” человеком для архангельской админист­ рации. 1 января 1889 г. оканчивался срок командировки Деплоран- ского на Север, но губернатор обратился к начальнику Главного морского штаба адмиралу И. Шестакову с просьбой о ее продлении. Просьба была уважена, и Деплоранскому, теперь уже поручику, суждено было прослужить на холодном, унылом и малолюдном Мурмане еще год. В последний год службы Деплоранский с увлечением занимался гидрографией. В рапорте от 9 мая 1890 г. на имя губернатора он, в частности, писал: “Административный пароход “Мурман”, начиная с 1887 г. и по настоящее время, при удобных случаях, согласно пред­ ложению Вашего Сиятельства, постоянно производил измерения глубин океана, прилегавшего к Мурманскому берегу. В настоящее время работа эта по обследованию рыбных банок продвинулась на­ столько, что достаточно посвятить ей одну неделю тихого времени для окончательного выявления в общих чертах местоположения банок, их грунта и конфигурации” [18]. Новый командир “Мурмана”— офицер Нюхалов с успехом про­ должил гидрографические работы своего предшественника. Кроме того, через губернатора он заказал набор специальных приборов и для метеорологических наблюдений. РУТИННАЯ РАБОТА В начале навигации 1891 г. “Мурман” обошел большинство ста­ новищ рыбопромышленников на Мурманском берегу. Была прове­ дена перепись населения, внесены уточнения и дополнения в имев­ шиеся уже статистические материалы, а также расписано “число домов, скота, ел, шняк” в каждом становище. На административном пароходе присутствовал врач, которому повсеместно приходилось “оказывать массу пособий” промышлен­ никам и жителям прибрежных сел. И каждый раз к избе, “где док­ тор начинает осматривать первого больного, начинает постепенно стекаться более и более жаждущих его совета для излечения своих или детских недугов”, — отмечал потом в отчете Нюхалов [19]. В 1892 г. “Мурман” совершил 12 рейсов вдоль побережья Коль­ ского полуострова и один в Соловецкий монастырь, где встал в мо­ настырский док для окраски подводной части корпуса. В октябре 1895 г. министр внутренних дел, статс-секретарь Дурново просил архангельского губернатора сделать распоряжение “о поручении административному пароходу “Мурман” иметь наблюдение за пла­ вучими знаками, которые будут ставиться местными жителями для ограждения опасностей и за исправным горением маячных огней, а 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz