Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

равно о возложении на названный пароход обязанности постановки и уборки вех, на средства Дирекции маяков и лоции Белого моря”. Соответствующее распоряжение было сделано. Для “Мурмана” отсутствовало четкое расписание рейсов вдоль побережья. Еще в 1888 году губернатор Голицын доносил в депар­ тамент полиции: “Мною разъяснено командиру судна, что главное назначение административного парохода — всегда быть там, где присутствие его в известное время вызывается нуждами местной ад­ министрации, или особыми какими-либо обстоятельствами, обу­ словливаемыми промысловою деятельностью летнего населения Мурманского берега; и только при отсутствии таковых особых нужд или обстоятельств, пароход должен совершать рейсы вдоль Мурмана... Пароход этот назначен исключительно для правитель­ ственной службы” [20]. Попытки использовать “Мурман” в иных целях пресекались властью губернатора. Вот только один пример: 11 мая 1887 г. преосвященный Нафанаил обратился с просьбой к князю Голицыну: “Одною из целей восстановления основанного в XII столетии преподобным Трифоном Печенгского монастыря в Кольском уезде предположено удовлетворение религиозных по­ требностей местного населения и многочисленных приезжающих на Мурман рыбопромышленников... В феврале-марте город Колу ежегодно посещают от 700 до 1000 рыбопромышленников. С боль­ шою уверенностью можно предположить, что весьма многие из них возымеют желание поклониться мощам особенно почитаемого в Кольском уезде просветителя лопарей преподобного Трифона”. Нафанаил просил согласия губернатора на эти месяцы предус­ мотреть по три рейса еженедельно в Печенгский залив, “на парохо­ де, назначенном для полицейских разъездов около Мурманского берега”. Князь Голицын наложил на бумаге деликатную резолю­ цию: “Разъяснить преосвященному невозможность исполнения его желаний” [21]. Командирам “Мурмана” неоднократно доводилось выслуши­ вать и просьбы самих промышленников “свозить” их куда-либо. Не­ которые из них искренне не понимали исключительно служебного предназначения парохода. В 1906 г. рыбопромышленник Иван Ере­ мин даже написал своего рода жалобу в губернскую газету, которая и была опубликована: “В становища “Мурман” ходит не более раза в навигацию, да и то в том только случае, когда получит сведения о проезде высшего начальства... В прошлую навигацию промышлен­ ники становища Гаврилово просили административный пароход, чтобы он от нечего делать, свозил их с сетями в становища, где по­ явилась наживка и согласны были платить ему за это плату, но в 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz