Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Первые два года “Мурман” с экипажем зимовал в “Порт-Влади- мире”, плохо защищенном от ветров, находящемся на значительном расстоянии от уездного городка Колы и оказавшемся неудобным во всех отношениях. Пришлось перебазироваться в незамерзающую Екатерининскую гавань. Впоследствии там были сооружены дере­ вянный дом для зимовки команды “Мурмана”, несколько подсоб­ ных помещений и сараев для складирования судового имущества. С 1 ноября 1890 г. между Колою и Екатерининской гаванью было установлено почтовое сообщение — один раз в неделю, на карбасах или оленях [15]. Уголь для парохода вначале завозился в Порт-Вла­ димир, но вскоре “за прекращением действия” там китобойного за­ вода, его стали закупать в норвежском городе Варде и доставлять в Екатерининскую гавань. В становищах Мурмана стало заметно спокойнее, ибо пароход за лето несколько раз обходил все побережье. Одно только появле­ ние “Мурмана” под командованием офицера в военной форме, с ко­ мандой, четко выполнявшей все его приказания, вызывало у про­ мышленников и колонистов уважение к должностным лицам, нахо­ дившимся на его борту. “Ко всему этому нужно прибавить еще то главное обстоятельст­ во, — писали “Архангельские губернские ведомости” в феврале 1888 г., — что административный пароход заходит во все становища и колонии Мурманского берега, между тем как передвижение на па­ роходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства может быть совершаемо только по главным становищам. По отсутствию же каких-либо дорог на Мурманском берегу — передвижение адми­ нистрации без содействия административного парохода во второсте­ пенные становища Мурманского берега было бы немыслимо” [16]. В той же заметке газета рассказала о случае оказания помощи “Мурманом” терпящей бедствие поморской яхте “Святой Нико­ лай”, ударившейся о подводные камни при входе в залив у станови­ ща Семиостровское и “пособиях” двум другим промысловым судам во время штормовой погоды. В 1888 г. навигация парохода “Мурман” началась 15 марта и за­ кончилась 4 октября. В течение этого времени судно совершило 10 рейсов на Западную и 8 рейсов на Восточную стороны Мурмана за 143 “ходовых дня” [17]. Чтобы еще более поднять престиж адми­ нистративного судна, в июне 1888 г. князь Голицын возбудил хода­ тайство перед министром внутренних дел о “присвоении пароходу губернаторского флага”, однако министр отказал ему в этом. Деплоранский оказался требовательным и энергичным моря­ ком. Командуя “Мурманом” в течение четырех навигаций, с 1887 по 1890 г. включительно, он сумел снискать всеобщее уважение, став 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz