Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

Алексеевич Тягин. Учитывая сложные ледовые условия плаваний крейсеров (их должно было быть два), он полагал, что “крейсера предпочтительнее иметь деревянные, с двойной у ватерлинии об­ шивкой, по примеру приходящих на Новую Землю русских и иност­ ранных судов”. Один из этих крейсеров должен был действовать в восточной части Карского моря и отправляться к берегам Новой Земли одновременно с иностранными траулерами, чтобы не дать им “воровски воспользоваться” ранними промыслами; другой дол­ жен был крейсировать у Мурманского побережья [15]. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ Впервые регулярное сезонное патрулирование русских терри­ ториальных вод военным судном было осуществлено на практике в 1881—1882 гг. Поводом для его организации послужила все возрас­ тающая промысловая активность норвежцев у берегов Мурмана, в том числе и китобойный промысел. Истребление китов, по мнению русских промышленников, могло негативным образом отразиться на прибрежном лове рыбы (кстати, аналогичное мнение существо­ вало тогда и в самой Норвегии) [16]. Поэтому поморы неоднократ­ но обращались к официальным лицам с просьбой запретить нор­ вежцам любые промыслы вблизи русских берегов вообще и кито­ бойный промысел в особенности. Крейсерство осуществляли военные шхуны “Полярная звезда” (1881 г), и “Бакан” (1882 г.) [17]. К сожалению, командирам их не было дано каких-либо существенных полномочий для пресечения норвежских промыслов в русских территориальных водах. Поэтому плавания “Полярной Звезды” и “Бакана” явились по сути своей лишь демонстрацией военной мощи и показали полную несостоя­ тельность морского ведомства защитить территориальные воды от норвежских браконьеров. Уже первое плавание “крейсера” в 1881 г. вызвало справедли­ вое недовольство его результатами в С.-Петербурге. Управляющий Министерством иностранных дел, в частности, пришел к заключе­ нию, что “крейсерство в настоящем виде, т. е. не сопровождаемое никакими другими проявлениями заботливости правительства об экономическом развитии Мурманского края, при отсутствии в по­ следнем твердой правительственной власти, может только порож­ дать одни недоразумения в наших отношениях с Норвегией” [18]. В современной литературе появилось мнение, что охранное крейсерство на Европейском Севере России возникло исключи­ тельно благодаря усилиям “воинственного” архангельского губер­ натора Николая Михайловича Баранова. Вызвано оно, видимо, тем, 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz