Попов, Г. П. Мурман : очерки истории края ХIХ - нач. ХХ в. / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : Институт экологических проблем Севера, 1999. - 220, [1] с., [6] л. ил.

очень полезной мерой было бы назначение на время промыслов военного парового судна — для плавания вдоль Мурмана с теми же обязанностями, которые возложены на норвежский пароход и, кроме того, назначить на этот пароход мирового судью, но с боль­ шей властью, чем предоставлено существующим мировым судь­ ям” [10]. Во “Всеподданнейшем” отчете губернатора за 1873 г. отмеча­ лось, что Норвегия определила границу своих территориальных вод в 4 мили. На ответные меры царское правительство не пошло “из- за боязни, что норвежское правительство могло принять репрессив­ ные меры, ограничивающие права наших поморов в торговле с нор­ вежскими портами”. Вопрос о морских границах на Севере снова отложили “до более благоприятного времени” [11]. На неоднократные предложения отправить на Мурман крейсер для охраны промыслов российское внешнеполитическое ведомство реагировало менее болезненно. А Морское министерство, еще в 1869 г., “не считая себя вправе” обсуждать все аспекты проблемы “с дипломатической точки зрения”, было готово “содействовать со­ хранению интересов наших рыбопромышленников”, но лишь в том случае, если бы на содержание специального судна для этих целей “оному предоставлены были особенные средства” [12]. К середине 70-х гг. XIX в. в необходимости иметь на Европей­ ском Севере России вооруженные суда для сезонного патрулирова­ ния территориальных вод уже мало кто сомневался. Организация охранного крейсерства стала вопросом времени и денег. По мнению генерал-адъютанта Посьета, для охраны звериных и рыбных промыслов на Мурманском берегу и у Новой Земли сле­ довало учредить в Коле постоянную военную станцию, на которой паровое судно должно было зимовать, чтобы иметь возможность выйти в плавание уже ранней весной [13]. В таком случае судно ус­ певало бы прибыть к Новой Земле вместе с норвежцами и пресечь их промысел в русских территориальных водах. Однако в Коле от­ сутствовала развитая портовая инфраструктура и потому даже не­ большой ремонт судна должен был бы повлечь массу затруднений. Архангельский губернатор Игнатьев считал, что для практиче­ ского осуществления мурманского крейсерства лучше “выстроить или приобрести” две винтовые шхуны и приписать их к Архангель­ скому порту, где они могли бы получать все снабжение, а в случае надобности — “исправляться”. Об этом мнении он сообщил минис­ тру внутренних дел в сентябре 1879 г. [14]. Довольно оригинальные предложения по организации охранно­ го крейсера представил губернатору Игнатьеву находящийся при Архангельском порте корпуса штурманов штабс-капитан Евстафий 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz