Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

заметно уменьшается, и 8-саженная глубина, находящаяся в 2-х милях от банок, ясно указывает предел, до которого судно может доходить безопасно”24. Неудачное начало навигации 1879 г. еще более убедило деятелей Общества в бесполезности “Великого князя Константина”: спасательное судно в силу неблагоприятных погодных условий даже не смогло самостоятельно прибыть к месту своего “крейсерства”! Бот вышел из Архангельска 7 июня, но из-за сильного “противного ветра” вынужден был встать на якорь в 25 милях от бара Северной Двины. Вскоре его встретила военная шхуна “Бакан”. Командир “Бакана” - член Окружного Правления капитан 1-го ранга Ю.Ф. Тиц - взял бот-крейсер на буксир... “Без этого содействия бот долго бы не достиг своего места по причине упорно дувших противных крепких ветров; бот этот ограничился в навигацию постановкою шести вех и, насколько позволяли обстоятельства, находился в плавании около Орловских банок, заходя по временам в Три Острова для пополнения запаса воды”25. В 1880 г. крейсерство “Великого князя Константина” продолжалось с 7 ию­ ня по 22 сентября и снова безрезультатно. Зимовать он остался в деревне Зим­ няя Золотица26. 24 мая 1881 г. “Великий князь Константин” прибыл в Архан­ гельск, где “шкипер оного заявил, что бот оказал значительную течь в подводной части”. Бот вытащили на берег. Капитан-лейтенант Ф.В. Клопотов, капитан В.Г. Козлов и корабельный инженер подпоручик А.А. Терентьев освидетельствовали его. Оказалось, что несколько досок наружной обшивки треснули и сгнили. Архангельское окружное правление Общества, не имея возможности оплачивать из своих “весьма скромных средств” капитальный ремонт бота, сообщило о том Главному Правлению. Но “на таковое представление распоряжения Главного Правления не последовало”, и бот-крейсер в навигацию 1881 г. в плавание так и не вышел. На зиму он остался на берегу в сделанном для его сохранения сарае27. В 1882 г. по распоряжению Главного Правления Общества бот-крейсер “Великий князь Константин” был продан с публичного торга за 366 руб.28 За время своей короткой службы он так и не спас ни одного человека. Зато содер­ жание его выражалось довольно внушительными суммами: 1504 руб. в 1878 г., 865 руб. в 1879 г., 1075 руб. в 1880 г., 828 руб. в 1881 г. Так, ежегодное жалованье командиру за 5 месяцев составляло 250 руб.; трое матросов и штурман за тот же 24Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1878 г. Архангельск, 1879. С. 20 - 21. 25Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1879 г. Архангельск, 1880. С. 14 - 15. 26Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1880 г. Архангельск, 1881. С. 21. 27Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1881 г. Архангельск, 1882. С. 13 - 14. 28 Отчет Архангельского Окружного Правления... за 1882 г. Архангельск, 1883. С. 13, 29 - 30. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz