Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Корпус “Великого князя Константина” (длина - 44 фута, ширина - 14 фу­ тов 10 дюймов, глубина интрюма от кильсона до палубы - 5 футов 5 дюймов, углубление с полным грузом - 6 футов 4 дюйма) набирался из лучшей лист­ венницы, обшивка крепилась на железных заклепках. Парусное вооружение по­ добрано таким образом, чтобы ботом мог легко управлять экипаж из четырех человек и шкипера. Отделка отличалась прочностью и отсутствием какой-либо роскоши. Постройка судна финансировалась из средств, выделенных Главным Правлением Общества; оно же взяло на себя содержание бота-крейсера и его команды, состоящей из шкипера, штурмана и трех матросов. Торжественный спуск на воду бота-крейсера, сопровождаемый стрельбой орудий, установленных на Мосеевом острове, произошел 21 мая 1876 г. На рейде его приветствовала целая гребная флотилия из портовых и таможенных судов, выстроившаяся двумя линиями. Якову Антонову поднесли, “согласно принятому в таких случаях обычаю, серебряно-вызолоченный бокал с должной надписью, а участвовавшим в строении бота мастеровым предложен был обед с подобающим к нему угощением. По получении поднесенного подарка Антонов на любопытные вопросы некоторых “который это?” простодушно отвечал: “61-й!”22. Той же осенью бот-крейсер вышел в плавание - в горло Белого моря. “Великий князь Константин” должен был осуществлять ограждение шестью “флажными вехами Орловских кошек, лежащих на параллели Орловского маяка, и постоянное около них крейсерство для предупреждения судов о близости опасности во время туманных погод” при помощи специального ревуна23. Но ни в 1876, ни в 1877, ни в 1878 гг. боту-крейсеру так и не довелось оказать помощь терпящим бедствие. Естественно, что в Обществе подания помо­ щи при кораблекрушениях возникли большие сомнения целесообразности осуществления дальнейшего крейсерства: “Хотя назначение бота-крейсера и состоит в предупреждении судов от Орловских банок ограждением их флажными вехами, - отмечалось в отчете Архангельского Окружного Правления Общества за 1878 г., - но достигается ли цель этого предупреждения, - сказать трудно по той причине, что в течение 3-летнего исполнения этой обязанности бот-крейсер не видал ни одного близко подходящего к нему судна. Это объясняется тем, что все суда, проходящие мимо Орловских банок, лежащих от берега на расстоянии 15 и 20 миль, всегда держат курс свой ближе к берегу, а в туманное время и при лавировках определяют свое расстояние от берега по глубине, которая к банкам весьма 22 Огородников С. Торжественный спуск на воду бота-крейсер “Великий князь Константин” / / АГВ. 1876. 26 мая. 23 Отчет Архангельского окружного Правления... за 1880 г. Архангельск, 1881. С. 4. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz