Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В сентябре 1888 г. пароход с грузом рыбы (осенней семги высокой ценности, трески и палтуса - всего 28 тыс. пудов38) покинул Архангельск и, пополнив в Тромсё запасы угля, направился в С.-Петербург. В ночь с 7 на 8 октября около 10 часов вечера “Архангельск” шел на всех парах, когда неожиданно перед ним из темноты появился, как это потом стало известно, английский пароход “Нептун”, груженный сахаром. В это время капитан, большинство матросов и пассажиров спали. Вахтенный младший штурман Дегтярев, завидев стремительно при­ ближающиеся навстречу огни, “растерялся и завернул штурвал не в ту сторону”39. На полном ходу суда врезались друг в друга. Вода каскадом устремилась в пробоины. От погибающего “Архангельска” отошла малая шлюпка, где разместились штурман Василий Сидоров с женой40, четверо матросов и два лакея41. Метавшийся по палубе в одном белье и со спасательным кругом молодой купец Алексей Савин (ему принадлежала почти половина груза) успел запрыгнуть в нее в самый последний момент42. На судне оставались еще 18 человек, в том числе капитан Иван Рейнберг, тщетно пытавшиеся спустить другую шлюпку. Никогда не использовавшаяся, она была завалена тяжелыми корабельными принадлежностями, а шлюпбалки проржавели и не поворачивались. Резко увеличившийся крен сделал и без того сложную задачу невыполнимой. “Архангельск” исчез под водой вместе с обреченными моряками на несколько минут раньше, чем английский “Нептун”. Оставшиеся в живых услышали, как один за другим взорвались котлы затонувших пароходов - “как последний салют заживо погребенным в морской пучине”. Они помолились Богу и налегли на весла, держа курс на тускло мерцающий вдали огонек маяка Листер43. Через четыре часа после гибели “Архангельска” близ места его крушения прошел “Великий князь Владимир”, но команда его узнала о случившемся лишь по прибытии в Копенгаген44. Финансовые потери от этой катастрофы для Архангельско-Мурманского срочного пароходства оказались сравнительно небольшими: 145 тыс. руб. за пароход выплатило страховое общество “Россия”45. Эта сумма была несравнимо больше, 38АГВ. 1888. 19 ноября. 39 Младший штурман Дегтярев погиб в этой катастрофе. 40 Штурман Сидоров скончался в конце 1890 г. от тяжелой болезни, вызванной, по мнению архангельских врачей, страданиями, испытанными им после гибели парохода. Вдове Сидорова, оставшейся в крайней бедности, Товарищество выдало единовременное пособие - 250 рублей (Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1890 год. СПб., 1891. С. 10). 41АГВ. 1888. 15 октября. 42АГВ. 1898. 9, 12 ноября. 43АГВ. 1888. 9 ноября. 44АГВ. 1888. 12 ноября. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz