Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

чем та, что пошла на компенсацию семьям погибших (у капитана Ивана Рейнберга, например, остались трое детей и беременная жена). После крушений 1886 и 1888 гг. Правление Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства уже не решалось какое-либо из своих судов назвать “Архангельском”. Однако приобрести новый пароход на условиях, приемлемых для Товарищества (за 130 - 145 тыс. руб.46), в 1889 г. не удалось. Более того, в 1889 г. чуть не утонул “Великий князь Владимир”. “Великий князь Владимир” следовал из Архангельска в С.-Петербург с полным грузом рыбы и близ Ревеля потерял винт. С парохода подали сигнал “терплю бедствие” , который заметили на императорской яхте “Держава”, шедшей из Копенгагена в С.-Петербург. Яхта не только оказала помощь пароходу, но и отбуксировала его в Кронштадт. Правление Товарищества вместе со страховым обществом “Россия” , желая выразить спою благодарность находившемуся на яхте флаг-адмиралу Его Императорского Величества контр- адмиралу В. Басаргину и командиру яхты капитану 1-го ранга П. Андрееву, приготовили для каждого из них подарки с надписью: “На память о спасении парохода “Владимир”, но великий князь, имя которого носил пароход, “изволил приказать означенное... отклонить”47. 11 апреля 1890 г. председатель Правления Товарищества М.И. Кази письме архангельскому губернатору так прокомментировал сложившуюся ситуацию: “После гибели осенью 1888 года парохода “Архангельск”... были приняты все зависящие меры для замены этого парохода другим к навигации 1889 года, но все старания не привели к желаемым результатам: в Англии, где только и можно было приобрести пароход, не оказалось ни одного на продажу, а заказ нового не мог принять ни один завод - все верфи были заняты постройкою других судов. Поэтому для исполнения в 1889 году рейсов по Белому морю Товариществу пришлось в помощь своим пароходам зафрахтовать пароход Соловецкого монастыря “Вера”48. 26 мая 1890 г. директор-распорядитель П. Витт уведомил князя Н.Д. Го­ лицына, что на предстоящую навигацию вновь зафрахтована “Вера”. Губерна­ тор же, помня о предыдущих авариях и крушениях судов Товарищества, был явно не в восторге от этого известия. Чтобы аренда “Веры” не стала систематиче­ ской, Н.Д. Голицын указал П. Витту, что принадлежащий Соловецкому монасты­ 45АГВ. 1888. 19 ноября. 46Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1890 год. СПб., 1891. С. 11. 47Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1889 год. СПб., 1890. С. 11 - 12. 48ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1924. Л. 78. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz