Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

методично обрушивал свои удары на неподвижный борт парохода, предвещая его скорую гибель. Капитан распорядился оставить судно, и шлюпки “Архангельска” вскоре добрались до ближайшего рыбацкого поселка... Весь день 17 октября экипаж “Архангельска” с помощью местных жителей пытался спасти хоть часть имевшегося на борту груза, но следующей ночью корпус парохода переломился, а 22 октября в волнах исчезли последние его части”34. То, что судно в течение нескольких суток еще оставалось на плаву, возможно, и объясняет появление в источниках разных дат его гибели. Однако называемое Паламарчуком место гибели “Архангельска” - “скалы близ Тронхейма” - кажется нам сомнительным. Норвежский автор Hartvig W. Dannevig в книге “Siste Havn” (“Последняя гавань”) в коротком очерке, посвященном спасению команды и пассажиров с “Архангельска” , рассказывает историю , сильно похожую на анекдот. Центральной фигурой в этой истории выступает смотритель маяка Рювинген - некий Педерсен. Служанка Педерсена, которая пошла проверить работу маяка (самому смотрителю этого делать не хотелось - в его доме шла веселая дружеская попойка, а снаружи было холодно), в темноте приняла высадившихся на остров моряков в теплых овчинных полушубках за... овец, по неосторожности выпущенных кем-либо из подвыпивших гостей. Недоразумение прояснилось будто бы уже позднее, когда бравая компания под командованием смотрителя маяка попробовала загнать овец обратно в стойло. После нескольких безуспешных попыток выяснить национальность потерпевших крушение (последнее было очевидно) и объясниться с ними Педерсен, дабы загладить свою ошибку, пригласил непрошеных гостей к накрытому столу, что было весьма кстати35. Обломки “Архангельска” и по сей день лежат на каменистом дне под 30-метровым слоем воды неподалеку от островка Лаавен36 (так, по крайней мере, утверждает норвежец Расмус Стромм, с которым одному из авторов - Р.А. Давыдову - довелось общаться в городе Мандал в 1992 г.). На смену погибшему пароходу Товарищество купило новый - опять в Англии и опять назвало его “Архангельском”. За пароход было заплачено 80 тыс. руб., при вводе его в русские воды - еще 40 тыс. руб. пошлины. Вскоре было проведено капитальное переоборудование судна, в результате чего общая стоимость его достигла 145 тыс. руб.37 А через два года такой же темной осенней ночью новый “Архангельск” затонул в том же самом злополучном проливе Скагеррак у маяка Листер, совсем недалеко от места крушения своего тезки! 34 Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 13. 35HartvigW. Dannevig. Siste. Havn... P. 360 - 361. 36Давыдов P. Два “Архангельска” / / Моряк Севера. 1993. 20 и 27 октября. 37АГВ. 1888. 12 ноября. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz