Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Однако большинство северян даже не обращали на это внимания, видимо, не без основания полагая, что раскаленные печки в помещениях - лучше, чем их отсутствие. Злой рок “Архангельска” Во второй половине 80-х гг. как будто злой рок вдруг стал преследовать пароходство: участились мелкие аварии, два судна, работавшие на Мурманской линии, погибли. Мы уже коротко рассказывали, как по стечению обстоятельств Беломорско-Мурманское срочное пароходство лишилось всех своих судов и в конце концов вынуждено было прекратить свою деятельность. Пайщикам Мурманского Товарищества стоило немалых усилий избежать печальной участи своих предшественников. ... В начале октября пароход “Архангельск” с грузом рыбы для С.-Пе­ тербурга, следуя норвежскими шхерами, задел дно и получил повреждения корпуса. Добравшись до Тронхейма, “Архангельск” встал на ремонт в док, который продолжался около двух недель. После ремонта пароход продолжил путь31. Шторм, сменившийся дождем и туманом, сделал дальнейшее плавание крайне опасным. Темной осенней ночью пароход вновь оказался на камнях вблизи норвежского побережья. В Архангельских губернских ведомостях от 25 октября 1886 г. контора Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства поместила объявление, где дословно утверждалось следующее: “...Пароход “Архангельск” 19-го сего октября потерпел крушение близ города Мандаля (в Южной Норвегии, при входе в пролив Скагеррак); команда парохода и пассажиры спасены”32. Та же дата и то же место крушения - 31 октября (или 19 октября по старому стилю), побережье близ города Мандал - встречается и в норвежской литературе33. Однако изучавший историю Архангельско-Мурманского срочного пароходства А. В. Паламарчук, ссылаясь на документы Российского госу­ дарственного исторического архива, называет гораздо более раннюю дату крушения - 17 октября и совершенно другое место, расположенное на сотни километров севернее, - окрестности г. Тронхейм. В своей рукописи “Начало пароходства на Белом море” он пишет следующее. “В ночь на 17 октября... пароход неожиданно оказался перед грядой скал. Набежавшая волна подняла его и прочно посадила средней частью на камни. Попытки сняться с грунта, работая машиной, оказались тщетными. Прибой 31 Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 13. 32АГВ. 1886. 25 октября. 33Hartvig W. Dannevig. Siste Havn. A/S Sampress Forlag, 1983. P. 360. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz