Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

первый обновил это оригинальное на вверенном ему пароходе учреждение. Примеру капитана следовала команда...”11. Архангельский губернатор Н.Д. Голицын отправил кольскому исправнику Василию Смирнову вырезку из “Санкт-Петербургских ведомостей” и потребовал прислать “подробные сведения по сему предмету”. Исправник решительно отмел все обвинения и осторожно заметил, что хотя шкипер и бывал “несколько раз выпивши”, но с людьми вел себя вежливо. Князь Н.Д. Голицын не мог, конечно, оставаться безучастным к по ­ явлению такой публикации на страницах столичной газеты. Службе Д.И. Шваненберга пришел конец. Был и еще один нюанс, который, вероятно, принял во внимание губернатор: Д.И. Шваненберг со своей окладистой бородой сильно смахивал на обыкновенного помора, а подвыпив, становился для поморов совсем “своим”. Нужна была более импозантная, яркая фигура, которая даже внешне, своим видом, могла бы олицетворять собою государственную власть. Губернатор счел нужным, с согласия министра внутренних дел, назначить во главе судна флотского офицера, один мундир которого должен был внушать почтение промышленникам. Относительно “буйств” капитана Д.И. Шваненберга сейчас, конечно, трудно установить истину. Скорее всего Д. Шваненберг, облеченный полнотой своей власти, плавая “у краешка” русской земли и чувствуя себя здесь полным хозяином, действительно “расслабился” и стал допускать непозволительные в его положении поступки. Однако, читая его отчет о плавании “Мурмана” в навигацию 1886 г., перед глазами невольно возникает образ знающего и заботливого моряка. В одном из донесений Д.И. Шваненберг отметил несколько недочетов, допущенных при постройке судна, которые легко можно было устранить при первом же ремонте. Он считал, что нужен еще один штурман, так как судно летом почти беспрерывно находится в плавании. Он обратил внимание и на то, что для питания слишком много поставляется соленого мяса и команда, состоящая из поморов, очень неохотно его употребляет; требовалась же соленая треска... “Такой командир - истинная находка!” Вскоре губернатор подыскал нужного офицера; им оказался подпоручик корпуса флотских штурманов Н. Деплоранский, откомандированный Главным морским штабом в Архангельск. 4 марта 1887 г. подпоручик Деплоранский вступил в командование административным пароходом. " Санкт-Петербургские ведомости. 1886. № 255. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz