Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

8 мая того же года министром внутренних дел графом Д.А. Толстым было утверждено специальное “Положение” об административном пароходе, на­ чинавшееся словами: “Пароход сей имеет белый флаг с двумя скрещенными по середине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии, а на время плавания снабжается всеми установленными законом судовыми д о ­ кументами...” (Флаг действительно был красив - скрещенные синие якоря на белом шелке придавали ему некоторое сходство с “андреевским” флагом; с “весьма эффектным подбором цветов” был выполнен красками и герб губернии.) В “Положении” говорилось, что “ближайшее распоряжение рейсами парохода” вверяется кольскому исправнику, который во время плавания должен находиться на его борту. Командир парохода должен был подчиняться “требованиям исправника о следовании парохода в ту или иную местность...” И только в случаях оказания помощи при кораблекрушениях командир мог принимать самостоятельные решения. Особо оговаривалось, что на судне запрещено перевозить частных пассажиров, за исключением “незаразных больных”12. Путешествовавший по Северу вместе с архангельским губернатором и другими официальными лицами Н. Ермилов опубликовал впоследствии серию весьма любопытных очерков - “По Ледовитому океану”. Некоторые из них были напечатаны в “Архангельских губернских ведомостях”. Есть там и впечатления от парохода “Мурман”, на борту которого автору удалось побывать: “По спущенному с парохода “Великий князь Владимир” трапу сошли мы в шлюпку админи­ стративного парохода, плавно покачивающуюся около самого трапа, и быстро направились к пароходу “Мурман”. Во время этого переезда мне бросилась в глаза ловкость матросов административного парохода (на шлюпке их было трое), с которою они гребли своими веслами. Одетые в особую, им присвоенную, если так можно выразиться, полицейско-морскую форменную одежду, они своими дружными и строго размеренными движениями, по всем правилам гребногр искусства, наглядно доказывали, что военная выправка и морское учение не пренебрегаются на казен­ ном пароходе”. Осмотр корабля также произвел на путешественника более чем приятное впечатление: “Поразительная чистота и порядок царствовали повсюду, бравая и ловкая команда, пог-видимому, отлично дисциплинирована и обучена; снасти, приборы судовождения и вообще все предметы, находившиеся на пароходе и внутри кают его, - все было в отличном состоянии. Уже из одного этого можно было видеть, что судно находится в руках истинного моряка, любящего свое дело и относящегося к нему сердечно...”13. 12АГВ. 1887. 8 июля. 15АГВ. 1888. 31 августа. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz