Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

возглавить команду будущего судна. В своем письме он написал губернатору: “Смею доложить Вашему Превосходительству, что за благополучное плавание на шхуне “Утренняя Заря” (плавание, совершенное в 1877 г., изумившее многих своей смелостью. - Г.П.,Р.Д.) М.К. Сидорова из устья Енисея, через Ледовитый океан, в С.-Петербург - я всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени...”10. Давид Иванович активно вступил в переписку с Н.А. Качаловым; даже съездил в столицу для личных с ним переговоров. Настойчивость принесла свои плоды, и Д. Шваненберг был утвержден шкипером еще не существующего судна. Вскоре он выехал в приморские уезды для подбора команды, к середине января 1886 г. закончил эту работу и прибыл с командой в губернский город. Одновременно он заключил контракт с крестьянином Архангельского уезда Иваном Анисимовым на поставку продовольствия - “на годичное время”, который тот обязывался доставить в Колу с первым же рейсом парохода Мурманского Товарищества. Из служебной переписки видно, что шкипер со своими людьми в феврале 1886 г. прибыл в Порт-Владимир, а чуть позднее, 7 апреля, принял командование над судном, названным “Мурман”. Штурманом парохода значился Аполлон Ларионов - также выпускник Архангельских шкиперских учебных курсов; механиком - штабс-капитан М. Павлов. 23 апреля 1886 года, “по отслужению молебна и окроплению помещений парохода святой водой”, судно отправилось в первый рейс вдоль Мурманского берега. Первая навигация “Мурмана” доставила массу мелких хлопот губернскому начальству. Например, форменную одежду команда парохода получила не сразу; доставили ее морякам лишь после того, как те написали соответствующее прошение князю Н.Д. Голицыну. (Впоследствии форму стали выдавать морякам “в личное пользование”; на матросских фуражках появилась броская надпись золотой краской - “Мурман”.) Но самым неприятным было то, как “прославили” “Мурман” столичные “Санкт-Петербургские ведомости”: “С прекращением в нынешнюю навигацию свободной торговли крепки­ ми напитками во всех становищах среди промышленников соблюдались относи­ тельные порядок и спокойствие, а между тем капитан полицейского парохода прославился по всему берегу пьянством, безобразным поведением и грубым обращением с народом. Однажды капитан в сильном опьянении при стечении народа избил своего штурмана и произвел скандал на все становища, так что по распоряжению местной власти был заключен в карцер и таким образом '• ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 43. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz