Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

придавал форме одежды для шкипера, штурмана и механика; по его мнению, она должна утверждаться Министерством внутренних дел. Свое мнение он подкреплял такими доводами: “...Установление формы одежды для сказанных чинов представляется необходимым еще и в том отношении, что они, по самому существу своих обязанностей, должны будут находиться в ежедневных сношениях с массами рыбопромышленников Мурманского берега, для которых форменная одежда чинов команды, без сомнения, будет иметь импонирующее значение. Что касается образцов формы, то я полагал бы установить таковую, применяясь к образцам, присвоенным поименованным чинам в русском Обществе пароходства и торговли, а именно: темно-зеленого сукна фуражка с золотым галуном по околышу (для шкипера вдвое шире) и того же цвета пиджак, а пальто с якорями на концах воротника из золотого галуна с плечевыми жгутами из того же галуна (для шкипера - двойные плетеные)”7. Для “служащих парохода” была разработана инструкция с довольно жесткими требованиями к дисциплине: “Для отлучки с парохода матросы испрашивают разрешения у шкипера, машинисты и кочегары - у механика. За самовольную отлучку с парохода с виновного вычитается в первый раз жалованье за две недели, во второй раз - жалованье за месяц; в третий раз - виновный увольняется со службы... За курение табаку в трюме или во время работ людьми из команды с них вычитается каждый раз жалованье за одну неделю... Ложно показавшие себя больные немедленно увольняются от службы”*. Предполагалось, что зимовку этот пароход должен проводить в одной из бухт Мурманского берега, “какая найдена будет удобною”. “Что же касается самого названия парохода, - писал губернатор, - то я признавал бы целесоответствующим название его или “Мурман”, или “Помор”; последнее название было бы предпочтительнее, потому что в мурманских водах уже плавает один такой пароход, именующийся “Мурман”9. Самым удобным местом для приема судна российской командой посчитали тогда губу Еретики, расположенную западнее Кольского залива, незадолго до этого переименованную в “Порт-Владимир”. Буйный шкипер В декабре 1885 г. известный северный мореплаватель Давид Иванович Шваненберг обратился к губернатору К. Пащенко с заявлением, что он готов 7ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 99. *Там же. Л. 104 - 108. ’ Там же. Л. 96. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz