Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

На пароходах Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства в настоящее время совершаются прием и отправление внутренней корреспонденции по правилам, утвержденным Почтовым департаментом во все те места, куда заходят эти пароходы... Пароход “Великий князь Алексей” совершает рейсы от Архангельска в пределы Норвегии - в Вардё и Вадсё, заходя в главные становища Мурманского берега, и... с удобством может служить для отправления корреспонденции в Норвегию”55. Однако пока шла переписка, в том числе и по линии Министерства иностранных дел, Беломорско-Мурманское Товарищество прекратило су­ ществование. Когда согласие норвежской стороны было получено, на Севере появилось уже другое Товарищество - Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Фактически доставка почты из Норвегии началась с открытием навигации 1876 г. 22 мая вице-директор Департамента торговли и мануфактур П. Ермаков сообщил Н.П. Игнатьеву, что “вследствие ходатайства Правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства последовало соизволение на дарование пароходам Товарищества права иметь почтовый флаг, пока на этих пароходах будут бесплатно перевозиться и сопровождающую оную чины”56. Во всеподданнейшем отчете за 1877 г., подписанном губернатором Н.П. Игнатьевым, утверждалось, что с открытием в Белом море двух пароходных линий почтовая корреспонденция во все крупные прибрежные селения стала доставляться пароходами. Лишь на небольшом отрезке побережья от Онеги до Нюхотской станции почту, как и прежде, перевозили на карбасах. Казна получила выгоду “от прогонных денег и от содержания излишних почтальонов на 460 рублей в год”57. На самом деле Николай Павлович несколько приукрасил действитель­ ность. Пароходы не смогли полностью заменить собой почтовые карбасы. Более того, с 1878 г. “ввиду учащения почтовых сношений с приморскими местностями” возобновилась перевозка почты на карбасах между Онегой и Кемью5*. И, кроме того, вплоть до 1887 г. так и не была разрешена перевозка на судах Товарищества денег и других материальных ценностей, заказных писем. Русские моряки и рабочие, находившиеся в северных норвежских портах и мурманских становищах, посылали деньги своим семьям в Поморье “невероятным кружным путем” через Гамбург, Стокгольм и С.-Петербург5’ . Лишь в марте 1887 г. начальник Архангельского почтово-телеграфного округа поместил в губернской газете объявление о том, что 55ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1109. Л. 1- 2. 56ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1230 а. Л. 35. 57ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1535. Л. 59. я ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1599. Л. 52. 5’ Санкт-Петербургские ведомости. 1887. 29 апреля. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz