Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

НОВОВВЕДЕНИЯ ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫ Зимние рейсы вдоль Мурманского берега Несмотря на возникшее с появлением пароходного сообщения на Мурмане оживление, к осени жизнь в колониях замирала; колонистам в случае беды оставалось надеяться лишь на себя. Только члены Мурманской научно­ промысловой экспедиции, изредка посещавшие на своем судне их поселения, видели - в каком печальном положении находятся эти люди, отрезанные от всего мира на долгих пять месяцев. Суровый климат и отсутствие свежей пищи, недостаток чая, сахара, молока приводили к появлению различных болезней, в том числе и цинги. Перспективы организации зимнихрейсов вдоль Мурманского берега давно обсуждались и властями, и общественностью. Наконец, в Императорском Обществе судоходства 5 мая 1900 г. состоялось совещание по этому вопросу. И уже через несколько дн ей “Архангельские губернские в е д ом о с ти ” проинформировали о нем своих читателей: “Возможность пароходных рейсов на Мурмане в течение всей зимы доказывается примером соседнего Финмаркена, а также наблюдениями Мурманской научно-промысловой экспедиции. Оказывается, что гавани на Мурмане хотя и замерзают, но лед там так тонок и хрупок, что не представляет препятствия для судоходства... Установление зимних пароходных рейсов откроет сбыт для рыбы и даст толчок развитию на Мурмане рыбных промыслов подобно тому, как это было в Финмаркене...”1. Созданный в столице Комитет для оказания помощи поморам постановил в целях “выяснения возможности срочных рейсов” вдоль Мурмана в зиму 1901- 1902 гг. организовать обход Мурманского берега судном научно-промысловой экспедиции “Андрей Первозванный” - по одному рейсу в ноябре, декабре, январе и феврале. Фактически “Андрей Первозванный” смог выполнить только три рейса. При совершении третьего рейса он потерпел аварию в Екатерининской гавани и вынужден был уйти на ремонт за границу. Кроме того, на совершение каждого рейса потребовалось больше времени, чем предполагалось, - не 15 дней, а 18-20: сказывался недостаток маяков, а также отсутствие крупномасштабных карт, “опытных лоцманов и лодочников”для перевозки пассажиров. При отсутствии опыта двигаться во мраке полярных ночей было опасно, лед в заливах сильно осложнял подход к берегу. Первый опыт не прошел даром - он встретил полное одобрение в разных ведомствах. 2 февраля 1904 г. Государственный Совет “мнением положил”: 1АГВ. 1900. 14 мая. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz