Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“1) Предоставить Главноуправляющему торговым мореплаванием и портами заключить на одобренных Государственным Советом основаниях договор с Товариществом Архангельско-Мурманского срочного пароходства о содержании сим Товариществом в течение пяти лет, начиная с октября 1904 г., срочных зимних пароходных сообщений вдоль Мурманского побережья. 2) Отпустить из государственного казначейства на уплату означенному Товариществу пособия за совершение зимних рейсов вдоль Мурманского побережья: в 1904 г. - не свыше восьми тысяч пятисот рублей, в 1905-1908 гг. - не свыше восьми тысяч пятисот рублей...”. Император Николай II “мнение” Государственного Совета “высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить”2. Договор с Архангельско- Мурманским срочным пароходством был заключен 29 апреля того же года3. Опыт первых пяти лет зимних рейсов срочного пароходства подробно описан чиновником по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А.А. Мухиным в 1908 г. Он же, согласно распоряжению губернатора И. Соснов- ского, подготовил рекомендации по улучшению зимних рейсов на перспективу в связи с предполагаемым продлением договора на их совершение с Мурманским Товариществом. “Пароходы Товарищества,- писал А.А. Мухин,- совершая зимние рейсы вдоль Мурманского берега один раз в месяц, не заходят в город Колу; на восточной стороне - в становища Кильдин, Мало-Оленье, Шелепино, Захребетное; на западной стороне - Титовку, Озерко, Западную Лицу, Маловолоковую и Земляную. Поэтому крайне желательно, чтобы при завершении зимних рейсов пароходы посещали все сказанные становища и обязательно город Колу, как центральный пункт уезда в зимнее время, ... а также доходили до Иоканьги, где ныне открыто телеграфное отделение..., и чтобы пароход совершал зимой рейсы не один, а два раза в месяц... Мурманская компания, имея свободные и новые пароходы, как, например, “Ф. Чижов”, “С. Витте” и др.,- для плавания зимой по Ледовитому океану назначает совершенно старый пароход - “Великий князь Владимир”, у которого весной 1906 года во время пути, при тихой погоде, от ветхости сломался гребной вал, вследствие чего в течение двух весенних месяцев не было пароходного сообщения”4. А. Мухин полагал, что ледовая опасность в Кольской губе слишком преувеличивается администрацией Мурманского Товарищества: “За 12 лет жизни моей на Мурмане Кольская губа замерзала раза 4”. Для будущих зимних рейсов чиновник предлагал назначать лишь специально приспособленные для этой 2 ПСЗ-Ш. Т. XXIV. № 23984. 3ГААО. Ф. l.On. 8. Т. 2. Д. 621. JI. 1. 4ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 621. Л. 3 - Зоб. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz