Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ЛОЦМАНЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО ПОРТА Прежде чем встать на рейде у Архангельского порта, идущие с моря суда должны были преодолеть около 40 км пути по узким и извилистым протокам дельты Северной Двины. Направление течения реки, меняющееся в зависимости от морских приливов и отливов, многочисленные песчаные отмели делали плавание по реке до Архангельска довольно опасным. Наглядным подтверж­ дением этому является провал шведской морской экспедиции, направленной в 1701 г. на Север для разграбления и сожжения Архангельска - в то время единственного морского порта России'. 25 июня (6 июля по новому стилю) 1701 г. два шведских военных судна сели на мель вблизи строящейся Новодвинской крепости и превратились в неподвижные мишени для русских пушек. Шведы вынуждены были бросить их вместе с артиллерией и отказаться от дальнейших попытокдостичь города, а командор К.Х. Леве, командовавший шведской эскадрой, по возвращении на родину предстал перед королевским адмиралтейским судом. Суд, однако, признал командора невиновным, а потери эскадры объяснил исключительно несчастливой случайностью: “...B несчастливом исходе этой атаки неприятельского укрепления нельзя усмотреть никакой иной причины, кроме отсутствия лоцмана и незнания фарватера,”- говорилось в решении суда2. Корабельные вожи Открытие англичанами в 1553 г. северного морского пути в Московию и последовавшее за этим динамичное развитие торговых контактов с европейскими государствами обусловили потребность строительства порта в дельте реки Северной Двины, способного принимать морские суда. Холмогоры, известные с 1137 г., были крупным административным и хозяйственным центром Русского Севера. Однако в силу удаленности от моря устраивать там порт было невыгодно: 1 На семи кораблях шведской эскадры (три фрегата, два галиота, флейт и шнява) было 127 ору­ дий и 828 чел. личного состава, в том числе около 700 пехотинцев. Инструкция, данная офицерам эскадры, предписывала им “приложить всяческое старание к тому, чтобы войти в Архангельскую гавань...; поджечь город и русские корабли и суда, разорить, разрушить и уничтожить, захватить и забрать, по военному обычаю, все, что можно”. Подробнее об этом см.: Беспятых Ю.Н. История знаменитого сражения: Шведская экспедиция на Архангельск в 1701 году. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990; Брызгалов В.В. Участники Новодвинского сражения 25 июня 1701 года / / Защитники отечества: Материалы общественных чтений по военно-исторической тематике. Архангельск, 1997. С. 11 - 16. 2Цит. по: Беспятых Ю.Н. История знаменитого сражения... С. 139. Согласно устоявшейся российской историографической традиции, шведские суда умышленно посадили на мель русский кормщик Иван Рябов (настоящая фамилия - Седунов) и переводчик Дмитрий Борисов (настоящая фа­ милия - Попов). В шведских источниках не содержится каких-либо конкретных указаний на это. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz