Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

неповоротливые груженые суда имели большую осадку, и проводить их до Холмогор по реке со сложным фарватером было не всегда возможно. Поэтому груз с морских кораблей снимали на пристанях у Николо-Корельского монастыря3 и размещали на мелкосидящих речных судах, уходивших затем вверх по Двине. На них же отправлялись в Холмогоры и прибывавшие послы, купцы и служащие торговых компаний. Привыкшие к аккуратности англичане изучили и обустроили “бухту Святого Николая”4 по всем правилам морской науки того времени. В 1556 г. в Белое море была отправлена пинасса “Серчерифт” под командованием Стивена Бэрроу, которому вменялось в обязанность сделать промеры глубин в устьях Северной Двины и составить лоцию всего морского пути от Англии до Никольской бухты. В том же году у входа в Никольскую бухту был установлен навигационный знак5. Впоследствии на берегу рядом с монастырем появилось специально построенное деревянное здание для нужд англичан. Лишь с конца 1580-х гг. иностранные суда стали подниматься выше по реке до мыса Пур-Наволок - места, где с XIV в. стоял Михайло-Архангельский монастырь, давший название основанному здесь в 1584 г. городу Архангельску6. По всей вероятности, в первые годы после основания Архангельска иностранные корабли приходили на городской рейд самостоятельно, промеряя каждый раз фарватер основного тогда - Пудожемского - устья. Это создавало для судовых команд излишние трудности и совсем не гарантировало безопасности. Совершенно естественным для иностранцев стало приглашение ими на борт своих судов местных жителей, великолепно знающих фарватер. Удачные проводки судов щедро вознаграждались, а люди, успешно их осуществляющие, стано­ вились известными среди моряков. Со временем случайные заработки двин­ ских крестьян превратились для некоторых из них в стабильный источник дохода. Профессия лоцмана, или, как его называли документы XVII в., ко­ рабельного вожа, возлагала на человека огромную ответственность и в то же время сравнительно хорошо оплачивалась; она пользовалась в морской среде большим уважением и, как правило, передавалась от отца к сыну. Первый 3Николо-Корельский монастырь был расположен на территории современного г. Северодвинска. 4 В литературе она называется также гаванью Св. Николая, портом Св. Николая, Никольской бухтой, Никольским причалом и т. п. 5Шаляпин С. Никольский причал / / Летописец Севера: Историко-краевед. сб. Архангельск: Сев,- Зап. кн. изд-во, 1990. С. 26, 28 - 29. ‘ 1584 г. считается сейчас официальным годом основания Архангельска. Он был основан как крепость в соответствии с указом Ивана IV (Грозного) от 4 марта 1583 г. В 1587 г. близ крепости возник Новохолмогорский (или Архангелогородский) Посад, находившийся в административном подчинении Холмогорам. Согласно грамоте царя Михаила Федоровича Романова от 1 августа 1613 г., город получил независимость от Холмогор и стал называться Архангельским, а позднее - Архангельском (Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII - XX веках: Справочник. Архангельск, 1997. С. 12). 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz