Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

электрическое38. Кроме того, имелся комплект сигнальных флагов и сирена “н и зк о го т о н а ” , пр едн а зн ач енн ая для подачи звуковых сигналов (продолжительностью по 20 секунд через 1 минуту) в туманную и ненастную погоду39. Первоначально маяк был черного цвета и имел по обоим бортам надпись белыми буквами - “Северо-Двинский”. Практика показала, что в пасмурную погоду он недостаточно хорошо заметен. Поэтому к лету 1909 г. его выкрасили в красный цвет, провели широкую вертикальную белую полосу посередине корпу­ са, на которой от прежнего названия осталась только аббревиатура “С-Д”, нанесенная для контраста черной краской (за это в годы советской власти шутники называли маяк последним оплотом социал-демократии). Маячный огонь был белым, постоянным40. С маяка вели постоянное наблюдение за идущими мимо судами. В случае, если какое-либо из них выбирало ошибочный курс, маяк сигналами предупреждал его об опасности. На нем постоянно находились лоцманы, готовые предоставить свои услуги каждому нуждающемуся в них судну. Свою работу маяк заканчивал глубокой осенью, когда Маймакса и Северная Двина были уже почти сплошь покрыты льдом. Ломая тонкий лед, он своим ходом уходил на зимнюю стоянку (первое время - в Повракульскую гавань)41. Железный Северо-Двинский плавучий маяк пережил три революции и две мировые войны. Лишь в середине 1960-х гг. его сняли со штатного места и заменили приемным радиобуем. 38ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 50. JI. 2 - 3, 7; Обзор Архангельской губернии за 1907 год. Архангельск, 1908. С. 60 - 61. 39 Спутник помора. Архангельск, 1913. С. 172. 40Архангельск. 1907. 27 июня; Архангельск. 1909. 6 февраля; Спутник помора. Архангельск, 1913. С. 172. 41 ГААО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 50. Л. 2 - 3,7. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz