Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Плавучий маяк “Северо-Двинский ” (фото из фондов АОКМ) Маяк эксплуатировался с 1907 г. до середины 1960-х гг. Долгих четверть века служил этот маяк, ежегодно с началом навигации вставая на якорь напротив острова Мудьюг, откуда начинался судоходный фарватер, ведущий с моря в Архангельский порт. Место его было точно обозначено на штурманских картах. И в штиль, и в шторм, при ясном солнце и в ночной темноте он приветливо встречал идущие суда, своим присутствием обеспечивая им безопасный вход в Северную Двину. 1 июля 1907 г. деревянный Северо-Двинский плавучий маяк, пришедш в негодность от длительного пребывания в воде, закончил свою многолетнюю службу. Ему на смену из Ревеля (ныне Таллинн), совершив переход морем вокруг Скандинавии, самостоятельно пришел новый плавучий маяк. Это судно было специально создано для Архангельска по заказу Морского министерства. Железный корпус его был рассчитан на плавания во льдах; паровой двигатель позволял развивать скорость хода до 8 узлов. Освещение, естественно, 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz