Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Проведенная в том же 1895 г. проверка действующих беломорских маяков и жилых помещений их смотрителей обнаружила, что они находятся “в самом хорошем виде”. К концу 1890-х гг. вошли в строй еще три маяка: Городецкий, Инцы и Чесменский. Директор -распорядитель Архангельско-М урманского срочного пароходства в служебной переписке, относящейся к началу 1900 г., отметил улучшение условий плавания в северных водах за счет увеличения числа маяков, баканов и знаков. Хотя число их, по его мнению, в Белом море было еще недостаточным, но путь от Архангельска до Норвегии все-таки был освещен сносно и плавание для иностранных судов по нему не представляло “решительно никаких опасностей”32. Хуже была навигационная обстановка в западной части Белого моря. На заседании Комиссии по строительству маяков в Белом море и Северном Ледовитом океане, состоявшемся в феврале 1909 г., старейший капитан Мурманского Товарищества Ф.К. Попов заявил буквально следующее: “Нигде в мире, вероятно, нельзя встретить таких неблагоприятных условий для плавания... У Онеги, Кеми, в Кандалакшском заливе решительно нет никаких путеводителей (маяков, огней), и капитаны судов в этом отношении совершенно беспомощны и поставлены в необходимость идти лишь на свой риск, подвергаясь всем случайностям, от которых их ничто не оберегает”33. В 1913 г., согласно ежегоднику “Спутник помора”, на берегах Белого моря и Северного Ледовитого океана действовали 12 “больших” и 19 “малых” маяков. Вход с моря в Северную Двину указывал плавучий Северо-Двинский маяк; 11 створных огней обозначали речной фарватер на акватории Архангельского порта. Огни на маяках зажигались с заходом солнца и гасились с его восходом. С окончанием навигации освещение их полностью прекращалось. Исключение составляли лишь “маломаячные огни” Мурманского берега, видимые в течение всей зимы34. Северо-Двинский плавучий маяк Н.А. Качалов был первым из архангельских губернаторов, кто стал энергично ходатайствовать об установке плавучего маяка около острова Мудьюг для указания входа в Северную Двину со стороны моря. В необходимости такого 32ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 114. Л. 6. 33ГААО. Ф. 48. On. 1. Д. 287. Л. 23. 34Спутник помора. 1913. С. 167 - 168. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz