Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Харловский маяк на Мурманском берегу (фотооткрытка из фондов ГСММ) маяка он убеждал великого князя Алексея Александровича, сопровождая его в поездке по Белому морю летом 1870 г., об этом же он писал министру внутренних дел: “Все судохозяева и шкипера единогласно жалуются на дурно обставленный маяками и недостаточно обставленный вход с моря в узкий фарватер Северной Двины, что служит причиной крушения осенью значительного числа поморских судов... Напротив Мудьюгского острова вместо флаг-бакана следует поставить плавучий маяк... и тогда плавание будет безопасно, что существенно подействует на развитие мореплавания и всем населением Архангельской губернии будет принято с глубочайшей благодарностью”35. Однако столичные чиновники принимать решение об отпуске средств на это явно не торопились. Устав ждать, группа поморских жителей в конце 1878 г. обратилась в Архангельское отделение Императорского Общества для 35ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1235. Л. 12 - 13. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz