Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

маяков и ожидание писем от близких родных и друзей и первая встреча с новыми людьми, которые сообщают много нового и интересного из жизни окружающего мира... От того-то каждый приход парохода на маяк и встречается с тою искренней радостью и тем радушным гостеприимством, которые так приятно видеть в людях и которые так особенно ценишь” 28. Эти строки написал в начале 1920-х гг. гидрограф Павел Иванович Башмаков - признанный специалист по маякам и средствам навигационного ограждения, сам родившийся в семье смотрителя маяка29. “Жизнь в описанных условиях, - продолжал он, - при отсутствии общения с посторонними людьми, помощи врача, каких-либо посторонних развлечений и т.п. под силу лишь людям с подвижным, веселым и смелым характером, трудолюбивым, не нуждающимся в обществе, но в то же время общительным и при всем том людям семейным”30. ...К началу XX в. количество маяков и других навигационных знаков на Севере заметно увеличилось. Ассигнования на строительство новых маяков “находились” чаще всего после поездок по Северу высокопоставленных гостей из столицы. Сопровождавшие их архангельские губернаторы, пользуясь случаем, просили важных столичных персон оказать содействие в решении многих крайне нужных для губернии вопросов, в том числе и в деле строительства новых маяков. Особенно результативным оказалось общение губернатора Н.А. Качалова с великим князем Алексеем Александровичем в 1870 г. (в 1871 г. открыл освещение Жужмуйский маяк, в 1878 г. - Зимнегорский) и А.П. Энгельгардта с министром финансов С.Ю. Витте в 1894 г.: уже весной 1895 г. было дано распоряжение о постановке по Мурманскому берегу пяти малых маячных огней на мысе Немецком, на мысе Цып-Наволок, на мысе Териберском, на островах Вороньи Лудки, у Семи Островов; было решено также приступить к ограждению опасностей и входов во все заливы, где находились крупные становища31. а Башмаков П.И. Маячное дело и его историческое развитие. Ленинград, 1925. С. 209. ” Его отец Иван Павлович Башмаков в 1890 - 1902 гг. был смотрителем Жужмуйского маяка. Фрагменты из рукописного “Исторического очерка маячной и лоцмейстерской службы на северных морях” Павла Ивановича Башмакова широко использовал в своих публикациях Сергей Владимирович Попов (1930 - 1996) - автор 10 книг, посвященных исследованиям Арктики (Куратов А.А. История и историки Архангельского Севера: вопросы источниковедения и историографии. Архангельск, 1999. С. 253). 30 Башмаков П.И. Маячное дело... С. 209. В цитируемой нами книге “Автографы на картах” С.В. Попов (с. 60 - 62) описывает несколько маячных династий - Багрецовых, Ратмановых, Хромцовых и др., которые из поколения в поколение занимались работой, так или иначе связанной с маяками. 31ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 2. Д. 2647. Л. 4 - 5. Появление маячных огней на Мурмане было обусловлено также и массовой гибелью судов во время необычайно сильного шторма осенью 1894 г. (см. стр. 98 - 99 настоящей книги). 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz